logo
Катькало_книга_Эволюция_теории_стратегического_управления

Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе

научной дисциплины, но и в еще большей мере — новыми вызо­вами практики управления конкурентоспособными компаниями. Резко усилившаяся международная конкуренция на товарных рынках сделала неустойчивыми конкурентные преимущества, вытекавшие из логики рыночного позиционирования, и резко повысила актуальность теоретического вопроса о том, почему фирмы, действующие в одной отрасли, имеют разные результа­ты, а также (наряду с охватившей США и Европу волной декон-гломератизации) заставила ученых заново обратиться к обосно­ванию управленческих решений о диверсификации. Эти тенден­ции предъявляли спрос на концепцию, которая бы одновремен­но фокусировала внимание на фирме (а не отрасли) и исповедо­вала приоритет экономической логики анализа ее стратегий. Ни одна из имевшихся концепций стратегического управления не удовлетворяла таким критериям.

Единственным адекватным ответом на сложившуюся ситуа­цию в мировой теории и практике стратегического управления стало развитие ресурсной концепции, главная идея которой со­стоит в том, что фирмы различны по причине обладания уни­кальными ресурсами и организационными способностями, кото­рые являются источниками конкурентных преимуществ, реали­зуемых в виде недоступных соперникам экономических рент. В 1990-е гг. ресурсный подход стал доминирующим в исследова­ниях стратегий фирм [McKiernan, 1996; Foss, 1997; Катькало, 20026; 2003а], а масштабы и глубина его влияния на эти исследо­вания позволяет говорить о развертывании в данный период третьего этапа теории стратегического управления, суть кото­рого состояла в ее переходе к развитию на собственной основе.

Такая характеристика содержания этого нового этапа исхо­дит из ряда его особенностей. Прежде всего именно в 1990-е гг. в методологии теории стратегического управления произошел по­ворот от ориентации на изучение различных аспектов стратегий на основе потенциалов разных наук к проблемно-ориентирован­ным исследованиям, чему помогло уточнение фундаментальных вопросов этой теории. Отметим здесь, что впервые в истории исследований стратегий фирм ресурсная концепция явила собой не результат переосмысленных заимствований из смежных наук,

302