logo
Катькало_книга_Эволюция_теории_стратегического_управления

Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины

Среди неэкономических концепций 1970-80-х гг. наибольших, с точки зрения автора, успехов в комплексном изучении внутрен­них и внешних аспектов стратегий фирм достигла концепция мо­делей организационной адаптации Р. Майлза и Ч. Сноу, представ­ленная ими в книге «Организационная стратегия, структура и про­цесс» [Miles, Snow, 1978]. Крупный вклад этих ученых в развитии методологии теории стратегического управления был сопряжен с тем, что их концепция стала одной из первых успешных попыток поиска «золотой середины» между доминировавшими ранее в ис­следованиях бизнес-стратегий непримиримыми лагерями ситу-ционалистов (их яркие представители — консультанты по управ­лению) и универсалистов (сторонников «инженерной» трактовки стратегий фирм). Первые понимали разработку и реализацию стратегий лишь как ситуационное искусство и считали, что ввиду нереальности двух совершенно одинаковых бизнес-контекстов никакие обобщения (особенно межотраслевые) при изучении стратегий фирм невозможны. Такая философия не помогала появ­лению теории, способной на обобщения и прогностические выво­ды. Вторые верили в универсальные законы стратегического уп­равления (увеличение доли рынка всегда есть благо и т. п.). Кон­цепция Майлза и Сноу, позволявшая перейти к научным обобще­ниям стратегий фирм без отрицания своеобразия конкретной биз­нес-среды, имела две составляющие: типологию стратегий фирм и идею «цикла организационной адаптации».

Майлз и Сноу определили четыре основных «стратегических типа» фирм [Miles, Snow, 1978; 1986]. «Защитники» (defenders) — это организации, предпочитающие ограниченный набор товаров и рынков, стабильную и определенную внешнюю среду и, отсюда, стремящиеся к стабильности и контролю в своих операциях для достижения их максимальной эффективности. Для них типична функциональная структура. «Изыскатели» (prospectors) предпочи­тают почти непрерывный поиск новых рыночных возможностей и динамичную, неопределенную среду. Они поддерживают гиб­кость и применяют инновации для соответствия изменениям внешней среды, зачастую становясь создателями новых рынков. Для них характерна дивизиональная структура. «Аналитики» (analyzers) одновременно оперируют двумя наборами товаров и

270

4.3. Неэкономические (организационные) концепции стратегий фирм

рынков, один из которых относительно стабилен, а другой — из­меняющийся, и пытаются получить выгоды от достоинств двух предыдущих «стратегических типов». Для «аналитиков» характер­на матричная структура. «Пассивные адаптаторы» (reactors) — это фирмы, топ-менеджеры которых зачастую осознают изменения в их организационной среде, но не способны на адекватные дейст­вия. Поскольку у таких организаций стратегия и структура рассо­гласованные они редко предпринимают усилия по адаптации до тех пор, пока их не принудит к этому давление внешней среды. Данные четыре базовых типа фирм могут отличаться в нюансах в зависимо­сти от специфики отрасли, однако в целом все фирмы, относящие­ся к одному типу, понимаются как имеющие много общих черт.42

Этот подход отличался от присущего школам проектирова­ния, планирования и позиционирования толкования стратегии как состыковки фирмы с ее внешней средой. В понимании Майлза и Сноу, исходивших из приоритета организационных факторов, ис­комым должно быть соответствие (fit) стратегии, структуры и организационных процессов фирмы, причем выбранная стратегия является относительно устойчивой и налагает ограничения на ре­акцию организации на изменения ее среды.43 Со временем фирма развивает повторяющиеся, проверенные правила или механизмы реагирования на внешние изменения (либо их игнорирования). Это аспект концепции Майлза и Сноу нашел отражение в их идее «цикла организационной адаптации». С ее помощью они предста­вили каждую фирму как постоянно принимающую управленче-

42 Например, особенности таких исповедующих стратегию «защитни­ ков» организаций, как больницы, издательские и сталелитейные фирмы, мо­ гут в точности не совпадать. Однако для всех «защитников» характерны ин­ вестиции в улучшение организационных процессов, а не в развитие новых продуктов и рынков; а также инвестиции в специализированное и высокопро­ изводительное оборудование; наделение значительными полномочиями топ- менеджеров, отвечающих за финансовый учет и управление операциями, и т. д.

43 Развитие исследований в рамках данной концепции на расширенном эмпирическом материале и с учетом появления новых организационных моделей фирм было представлено этими учеными в книге «Стратегическое соответствие, провалы фирм и „зал корпоративной славы"» [Miles, Snow, 1994], в которой они убедительно доказали зависимость успехов и неудач фирм от степени достижения такого соответствия.

271