Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
нию, возможно вследствие несколько наивной интерпретации действительности, главным тезисом этой школы, определяющим общие основы разработки стратегии, стала дихотомия между формулированием (содержанием) и осуществлением (процессом) стратегии, что вело к расколу единого предмета исследований. Подобные воззрения были естественны для учебника, в котором консолидировался опыт обучения менеджеров на основе кейсов, а теоретические выкладки играли роль комментариев к ним.13
В целом методология школы проектирования является следствием этой ориентации скорее на передачу знаний менеджерам-практикам, чем на создание знаний для развития научных представлений о стратегиях фирм. Данные акценты были четко расставлены в гарвардском учебнике 1965 г., авторы которого считали невозможным вырабатывать полезные общие выводы о природе переменных, составляющих стратегии фирмы, или классифицировать их возможные комбинации для всех ситуаций, поскольку для каждой организации или ситуации имеется большое число уникальных переменных, определяющих выбор целей и формулирование политики бизнеса [Learned et al., 1965, p. 5]. Кроме того, эти авторы скептически относились к применению других научных дисциплин — экономики, психологии, социологии или математики, — объясняя для себя их непригодность к стратегическому анализу тем, что «знания, создаваемые для одних целей, не могут быть легко применены для других» [Leraned et al., 1965, p. 6]. Нельзя не отметить, конечно, что в то время методология междисциплинарных научных исследований стратегического управления еще не получила должного развития.
Неудивительно, что наиболее приемлемой методологией для достижения поставленных этими исследователями целей виделся анализ кейсов. Использовавшиеся ими кейсы были очень детализированными: например, в издании 1969 г. рассматриваемого гарвардского учебника имеется 12 кейсов о компании Olivetti,
13 Как подчеркивали авторы гарвардского учебника 1965 г., его содержание «является результатом десятилетних усилий по разработке кейсов и учебного курса (политики бизнеса. — В. К.)» [Learned et al., 1965, p. vii].
182
3.2. Другие пионерные работы ученых Гарвардской школы бизнеса
а также пояснительная записка об индустрии офисного оборудования, совокупный объем которых составляет около 180 страниц. Кейс-метод и SWOT-анализ стали ключевыми инструментами учебного курса «Политика бизнеса», но на этой основе нельзя было вырабатывать какие-либо общие рекомендации для всех деловых ситуаций14. Более того, методология анализа стратегий на основе кейсов делает научные обобщения практически невозможными и даже нежелательными, поскольку каждая ситуация полагается слишком сложной и уникальной. Действительно, благодаря анализу кейсов мы знаем, как функционируют фирмы, которые мы рассматривали, но ничего или почти ничего не знаем о тех фирмах, которые мы не исследовали. Поэтому помимо нормативного характера выводов школы проектирования следует отметить, что принятая в ней аналитическая модель имеет значение только при изучении отдельных фирм или отраслей.15 Уместно подчеркнуть, что Чандлер, также опиравшийся на анализ историй компаний, но затем на этой основе проводивший их сравнительное изучение, гораздо больше преуспел в создании научных концепций стратегий фирм.
Между тем критика классической аналитической модели школы проектирования не умаляет заслуги самой школы. Как справедливо отмечают Минцберг с соавторами [Минцберг и др., 2000, с. 42], применение модели может быть ограничено и часто упрощено, но теоретический вклад самой школы несомненен. К нему относятся прежде всего особый язык, на котором затем стали обсуждать проблемы формирования стратегий, и разработка центрального понятия стратегического управления о том, что стратегия отражает фундаментальное соответствие между внешними возможностями и внутренним потенциалом организации.
14 Кейсы, несомненно, полезны и необходимы как иллюстрации рас суждений преподавателя бизнес-дисциплин, но использовать их в качестве готовых рецептов при обучении тому, как следует разрабатывать страте гии, — весьма опасное упрощение. Об этом и других противоречиях кейс- метода см.: [Минцберг и др., 2000, гл. 2].
15 Ч. Хофер и Д. Шендел метко окрестили школу проектирования «си туационной философией» [Hofer, Schendel, 1978, p. 203].
183
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия
- Список таблиц
- Список рисунков
- Глава 1
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 2
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- 2.3. Периодизации исследований стратегий фирм: сравнение подходов
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- 2.4. Концепция эволюции теории стратегического управления
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 3
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 4
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины Рисунок 4.2. Три типовые конкурентные стратегии Портера
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.3. Неэкономические (организационные) концепции стратегий фирм Модель корпорации в концепции «Затраты — выпуск»
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап.: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 5
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 6
- Глава 6. Контуры четвертого этапа тсу
- Глава 6. Контуры четвертого этапа тсу
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- 6.2. Направления поиска новой парадигмы теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- 6.5. Динамические способности на практике: успешные стратегии российских университетов в 1990-2000-е гг.80
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Литература