Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
бирали силу процессы «бизнеса без посредников» (распространение информационных технологий вкупе с усилением требований потребителей к ценности покупок привели к реконфигурации цепочек создания ценности и снижению отраслевых входных барьеров),2 дезинтеграции отраслей (распад многих вертикально интегрированных структур и замена их аутсорсингом на основе долгосрочных контрактов), а также конвергенции отраслей.
Последние 10 лет были отмечены интенсификацией этих отраслевых структурных изменений, которые особенно подогревались стремительным развитием новых технологических основ бизнеса — Интернета, беспроводных средств коммуникаций и цифровых технологий, а также взаимопроникновением технологий (например, слиянием различных информационных платформ). Поэтому, если уже к 1994 г. масштабы данных процессов заставили Прахалада и Хамела заявить, что базовые посылки, на которых строились концепции стратегий в период 1965-1985 гг., нуждаются в коренной ревизии [Prahalad, Hamel, 1994, p. 6,10], то в дальнейшем актуальность этого тезиса явно возросла.
С не менее решительным призывом (в этом случае — с позиций внутрифирменных факторов конкурентных преимуществ) отказаться от прежде успешных принципов ведения бизнеса выступили Хаммер и Чампи, авторы знаменитой концепции «реинжиниринга корпорации» (одноименная книга была в 1990-е гг. главным мировым бизнес-бестселлером) (русский перевод см.: [Хаммер, Чампи, 1997]). Эта концепция, названная ими «манифестом революции в бизнесе», опиралась на анализ трех факторов, определивших новое качество внешней среды бизнеса на исходе XX в: «власть берут клиенты»,3 «конкуренция интенсифицируется» и «изменения становятся постоянными». Последнее
2 Классикой «бизнеса без посредников» в компьютерной индустрии стала бизнес-модель компании Dell Computer [Делл, 2004]. Примеры успеш ного освоения новых возможностей организации бизнеса повсеместны: бан коматы изменили модель розничного банковского бизнеса; при бронирова нии и покупке авиабилетов по Интернету не нужны турагенты и т. д.
3 Данная тенденция связана с нарастающим стремлением потребите лей рассматривать товары более дифференцированно и приобретать това ры, созданные специально для них, соответствующие их внутреннему
396
6.1. Организационно-экономическая трансформация отраслей, конкуренции...
было сопряжено не только с ростом скорости изменений (в связи с сокращением жизненных циклов товаров и услуг и времени, имеющегося для разработки новых товаров и выхода с ними на рынок), но и с многонаправленностью изменений (в продуктах, брендах, методах бизнеса и т. д.). Ключевая идея этих авторов состояла в необходимости перехода при построении компаний от успешно применявшегося со времен Адама Смита принципа разделения труда к принципу бизнес-процессов, иными словами, в системном переходе к клиентоориентированным организациям (что означало радикальное перепроектирование не только бизнес-процессов, но также оргструктуры и оргкультуры, систем управления и оценки результатов). Символом времени была и другая стержневая идея Хаммера и Чампи — о зависимости эффективности реинжиниринга бизнес-процессов от его умелой поддержки передовыми информационными технологиями (на практике прежде всего автоматизированными системами планирования и управления ресурсами предприятия (ERP), особенно системами класса SAP R/3).
Однако при всей важности названных новых условий бизнеса и их последствий для эффективных стратегий фирм, наиболее фундаментальные изменения в социально-экономическом контексте конкуренции фирм на рубеже XXI в. связаны все же с быстрой трансформацией современной цивилизации в направлении постиндустриального («информационного») общества, основными силами экономической динамики в котором являются знания и технологии. Как известно, феномен превращения знания в главную производительную силу был предсказан уже в 1960-70-е гг. в работах П. Дракера, Д. Белла, Е. Масуды и О. Тоф-флера, которые определили данный процесс как один из отличи-
миру. Отсюда все более активная смысловая замена в управленческой литературе термина «потребители» (consumers) на «клиенты» (customers). Подробному раскрытию этого тренда посвящена концепция «бизнеса в стиле фанк» [Нордстрем, Риддерстрале, 2000], позже его анализ обогатился специальной терминологией в концепциях «экономики внимания» (economics of attention) и «экономики впечатлений» (experience economy) (см.: Пайн II Дж. Б., Гилмор Дж. X., 2005. Экономика впечатлений. М.: Из-дат. дом «Вильяме»).
397
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия
- Список таблиц
- Список рисунков
- Глава 1
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 2
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- 2.3. Периодизации исследований стратегий фирм: сравнение подходов
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- 2.4. Концепция эволюции теории стратегического управления
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 3
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 4
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины Рисунок 4.2. Три типовые конкурентные стратегии Портера
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.3. Неэкономические (организационные) концепции стратегий фирм Модель корпорации в концепции «Затраты — выпуск»
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап.: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 5
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 6
- Глава 6. Контуры четвертого этапа тсу
- Глава 6. Контуры четвертого этапа тсу
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- 6.2. Направления поиска новой парадигмы теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- 6.5. Динамические способности на практике: успешные стратегии российских университетов в 1990-2000-е гг.80
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Литература