logo
Катькало_книга_Эволюция_теории_стратегического_управления

Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм

ла убедительного подтверждения в эмпирических исследованиях влияния планирования на финансовые результаты. Если перво­начально на рубеже 1970-х гг. такие исследования еще делали обнадеживающие выводы (напр.: [Thune, House, 1970]), то десят­ки подобных работ, выполненных в 1970-80-е гг., не нашли оче­видных доказательств этим ожиданиям либо полностью их раз­веяли.23 Так, Б. Бойд, агрегировав суждения ученых на основе анализа ими 29 выборок компаний, в совокупности включавших 2496 организаций, констатировал скромную корреляцию между внедрением в них систем планирования и экономическими ре­зультатами по девяти показателям [Boyd, 1991]. Разумеется, изве­стные методологические ограничения подобных исследований24 могут быть предметом дискуссии, однако совершенно абсурд­ным, по мнению автора, является довольно популярное среди эн­тузиастов стратегического планирования объяснение сбоев в его эффективности тем, что оно «по-настоящему» (в духе предпи­саний классиков школы планирования) имело место в относи­тельно небольшом числе компаний [Gluck et al., 1980]. На самом деле, уже в 1980-е гг. лидеры разных отраслей мировой экономи­ки, не отказываясь совсем от фразеологии планирования, окон­чательно и кардинально пересмотрели его базовые принципы в пользу более гибких методов управления своим долгосрочным развитием.

Особенно показательны здесь сюжеты компаний Royal Dutch Shell и General Electric (GE). Обе действительно добились ощути-

23 Характерен итог изучения М. Леонтиадесом и А. Тезелом взаимосвя­ зи между представлениями главных управляющих компаний и руководите­ лей их плановых отделов о важности планирования и ключевыми финансо­ выми результатами по материалам 61 корпорации из числа 1000 крупней­ ших по рейтингу журнала Fortune. Ученые не обнаружили статистически значимых свидетельств того, что формулирование стратегии на основе ме­ тодов стратегического планирования приносит ощутимые экономические выгоды [Leontiades, Tezel, 1980].

24 Бойд, например, полагал, что более строгие методы измерения пара­ метров формализованного планирования, контроль влияния отраслевых факторов на уровень прибыльности компаний и раздельный анализ различ­ ных показателей результатов организаций могут существенно улучшить по­ нимание рассматриваемой проблемы [Boyd, 1991, р. 369].

194

3.3. Школа планирования и ее современная оценка

мых конкурентных преимуществ благодаря отлично поставлен­ной работе по стратегическому планированию, однако толкова­ли они его по-своему.

Shellбыла пионеромсценарного планирования, вызванного к жизни тем, что эта корпорация, в силу особо длинных временных горизонтов планирования (и, следовательно, более высокой сте­пени неопределенности) нефтяного бизнеса, была заинтересова­на в моделях, более приемлемых здесь, чем традиционные анали­тические и статистические методы прогнозирования. ВShellот­вергли привычную форму сложных и негибких 10-летних планов, создаваемых командой корпоративных стратегов, весьма дистан­цированных от реальных операций. Предложенное взамен пони­мание планирования включало разработку набора ситуационных сценариев, задачей которого было заставить генеральных менед­жеров на всех уровнях корпоративной иерархии думать страте­гически об окружающей среде их бизнеса.25Сценарии могли при­меняться для проверки жизнеспособности альтернативных стра­тегий, либо в качестве информационной основы процесса фор­мулирования стратегий, либо при оценке специфических капита­лоемких инвестиционных проектов. Серьезное усиление после мирового экономического кризиса середины 1970-х гг. неопреде­ленности внешней среды бизнеса и возрастание значения поли­тических и социальных факторов корпоративных решений спо­собствовали распространению сценарного подхода среди компа-

25 А. де Гюс, возглавлявший плановый отдел Shell, отмечал, что плани­рование здесь означало изменение в умах, а не технический аспект разработ­ки планов как таковых, иначе говоря, «идеи были более важны, чем цифры» [de Geus, 1988, p. 72]. Ранние успехи Shell в применении своей версии процес­са планирования состояли в предвосхищении четырехкратного повышения нефтяных цен в 1974 г. и затем вновь — в 1978 г. Благодаря сценарному пла­нированию менеджерамShellудалось предвидеть крах нефтяных цен в1986 г. К этому моменту компания уже предприняла меры для обеспечения прибыльности даже в столь неблагоприятной ситуации, в то время как ее конкуренты пребывали в иллюзии, что в 1980-е гг. цены на нефть останутся высокими. К 1990-м гг. аналитические методы планирования в Shell были разработаны до такого уровня глубины и сложности (с привлечением луч­шей в мире междисциплинарной команды советников), что стало возмож­ным создание сценариев на двухлетние циклы развития.

195