logo
Катькало_книга_Эволюция_теории_стратегического_управления

Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления

вом уровне решает агентскую проблему, позволяя правильно оценивать и оплачивать работу менеджеров. Следует отметить, что имеется несколько показателей, идейно связанных с EVA, ко­торые рассчитываются по различным формулам. Сущность EVA, однако, весьма отличается от бухгалтерского учета и простого ценового анализа — требуется принять во внимание стоимость привлеченного капитала с учетом структуры капитала, что уже представляет собой область корпоративных финансов. Между тем последние являются позитивной, а не нормативной наукой, из чего вытекает многообразие качественно схожих, но количе­ственно различных критериев ценности.

Важно подчеркнуть, что ценность (value) фирмы совершен­но отличается — количественно и качественно — от результата, получаемого специалистами по оценке (appraisal) бизнеса. Про­цедура оценки имеет много ситуационных нюансов (можно упо­мянуть ликвидность за данный момент), тогда как ценность вы­ражает фундаментальную стоимость фирмы с учетом ее страте­гического потенциала. Ценность фирмы характеризует факти­ческий вклад ее менеджмента, а при оценке стараются получить величину, нейтральную по отношению к качеству (будущего) менеджмента.41

В 1990-е гг. меню оценочных параметров было также допол­нено стоимостью реальных опционов.42 Этот инструментарий представляет особый теоретический и практический интерес как наиболее адекватный задачам стратегического управления в ин­новационной и глобальной экономике начала XXI в. Инструмен­тарий реальных опционов основан на их понимании как вообра­жаемых менеджером, но реально учитываемых возможностей гибкости при проведении стратегической политики фирмы [Бух-валов, 2004а]. Реальные опционы дают возможность активного

41 Среди различных факторов, поддерживающих использование EVA, можно упомянуть, что известная американская розничная сеть K-Mart, имевшая солидную рыночную капитализацию, в течение всей второй поло­ вины 1990-х гг. числилась среди наибольших разрушителей своей ценности. Банкротство K-Mart последовало в январе 2002 г.

42 Приоритет понятия реального опциона восходит к статье 1985 г. М. Бреннана и Е. Шварца «Оценка инвестиций в природные ресурсы»

438

6.2. Направления поиска новой парадигмы ТСУ

управления риском. Наличие реальных опционов — примерами являются ключевые технологии, бренды, совместные предприя­тия, страна происхождения фирмы и гибкие системы производ­ства — в портфеле стратегических проектов фирмы увеличива­ет ее ценность для собственников. Реальные опционы представ­ляют также подход к оцениванию нематериальных активов, важ­ность учета которых для принятия стратегических решений в наше время резко возрастает. Речь идет об оценивании стоимо­сти человеческого капитала фирмы и стоимости бренда. Послед­ние понятия нельзя путать с отражением нематериальных акти­вов в бухгалтерской отчетности (патентов, ноу-хау и т. п.), вклю­чая их амортизацию. Введенные в США в конце 1990-х гг. соот­ветствующие правила существенно уменьшили (а часто сделали и отрицательными) прибыли интернет-компаний. Другим на­правлением применения логики реальных опционов является анализ конкуренции на глобальных рынках. Например, успех японских компаний на глобальных рынках можно частично объяснить их эксплицитным использованием этого «опционно­го» менталитета. Таким образом, в рамках концепции реальных опционов впервые проблема критерия оценки результатов фирмы приобрела одновременно динамический и глобальный аспекты.

Метод реальных опционов также весьма адекватен задачам стратегического управления в условиях неопределенности, осо­бенно связанной с введением новых технологий и методов про­изводства. Он может быть полезен при создании и коммерциали­зации новых технологий, в вопросах предпринимательства и при попытках фирм-старожилов отрасли проникнуть в новые, перс­пективные сферы бизнеса и занять там доминирующее положе­ние, а также помочь крупным и мелким фирмам решить, как наилучшим образом извлекать финансовые выгоды из возмож-

(Journal of Business. Vol. 58, N 2, p. 135-157). Ярким примером развития кон­цепции реальных опционов применительно к задачам стратегического управления является книга М. Амрам и Н. Кулатилаки «Реальные опционы: управление стратегическими инвестициями в мире неопределенности» (Boston, 1999). В российской литературе обстоятельный анализ концепции реальных опционов и ее приложений впервые был выполнен А. В. Бухвало-вым в [Бухвалов, 2004а; б].

439