Процессы в организации.
Процесс - это форма динамического существования организации. В то же время, процесс - это единое, последовательное и качественно определенное движение системы. Часто происходящие в организации процессы можно классифицировать по фазам жизненного цикла. Кроме укрупненных фаз – становление, развитие и угасание, часто процесс развития делят и на более мелкие составляющие. 1. Процессы образования системы. Четко фиксированные начальные и конечные точки: система начинает формироваться - формирование завершено. Новорожденная система получает структуру, базовый уровень организованности, исходный потенциал, положение в окружающей среде. Способы образования новых систем: интеграция, дезинтеграция, трансформация. 2. Процессы роста системы. Происходит увеличение количественных параметров, расширение масштаба. Рост потенциала, размера управления. Но нет качественных изменений, нет увеличения организованности. 3. Процессы развития системы. Качественное совершенствование и повышение организованности. Повышение потенциала, более экономичное управление. Виды: «с нуля», «вторая молодость». 4. Процессы функционирования системы. Происходят на одном уровне организованности, при тех же параметрах системы, сохраняется неизменность потенциала. 5. Процесс спада. Противоположен росту, падение количественных показателей. Виды: «старении», целенаправленное ограничение. 6. Процесс регрессирования системы. Противоположен процессу развития. Для него характерно ухудшение качественных характеристик, снижение уровня организованности. 7. Процесс разрушение системы (ликвидация). Потеря качественной определенности системы. Крайние точки: система начинает разрушаться, система разрушена. Например, банкротство предприятия. Данные фазы иногда могут меняться местами.
-
Содержание
- Понятие организация в живой и неживой природе. Единство организационных методов для человека и природы.
- Предмет и методы теории организации. Теория организации в системе других наук.
- Понятие система. Организация как система. Система и несистема.
- Виды систем. Открытая и закрытая системы. Особенности проявления в социальных системах.
- Свойства систем. Целостность, иерархичность, упорядоченность.
- Свойства систем. Множественность описания, взаимосвязь структуры и среды.
- Свойства систем. Эмерджентность и гомеостазис.
- Понятие равновесия в системе. Способы достижения.
- Законы организации. Закон синергии. Природа синергетического эффекта. Проявление закона в менеджменте.
- Закон наименьших. Проявление закона в менеджменте. Закон развития. Закон самосохранения.
- Закон единства, анализа и синтеза.
- Закон информативности – упорядоченности.
- Закон композиции, Закон пропорциональности, Закон своеобразия
- Группы принципов организации
- Понятие структуры и состав. Виды структур и соединений.
- Принципы статической организации.
- Принципы динамической организации.
- Процессы в организации.
- Составные части процессов. Виды процессов в организации.
- Процессы расхождения форм и образования дополнительных связей.
- Разрешение системных противоречий в развитии организации. Образование связки. Выравнивание. Рокировка. Проявление в менеджменте.
- Принципы рационализации.
- Проектирование организационных систем. Стадии изменений для применения способов проектирования.
- Ситуационный подход к управлению и ситуационные переменные. Базовые ситуационные переменные.
- Метода проектирования. Области эффективного применения.
- Организация проектирования системы. Этапы и их содержание.
- Управление по целям.
- Создание структуры управления организацией. Понятие стратегические бизнес единицы и центры ответственности.
- Оценка эффективности проектирования организационных систем. Критерии. Способы.
- Организационная культура. Понятие с позиции теории организации.
- Функции организационной культуры. Основные элементы организационной культуры.
- Виды организационной культуры.
- Ок как инструмент управления в организации.
- Формирование устойчивой ок организации.
- Основные понятия менеджмента.
- Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Знания о менеджменте в системе общественных наук.
- Управленческие отношения. Понятие. Положение в системе экономико-управленческих отношений на уровне хозяйствующего субъекта.
- Законы менеджмента. Комплекс методов исследования в менеджменте.
- Школы менеджмента. Развитие управленческой мысли.
- Функции менеджмента. Состав и общая характеристика.
- Планирование: роль и процесс. Горизонты планирования.
- Пирамида планирования и уровни стратегии.
- Внешняя среда: факторы прямого и косвенного воздействия. Характеристики внешней среды.
- Внутренние факторы организации и менеджмента.
- Функция организации: понятие, роль. Характеристики, определяющие организацию.
- Организационные структуры: понятия, типы, виды.
- Линейная структура. Области эффективного применения.
- Функциональная структура. Области эффективного применения.
- Линейно-функциональная, линейно-масштабная структуры. Области эффективного применения.
- Программно-целевая структура.
- Матричная структура.
- Условия эффективности и характеристики механических и органических структур.
- Делегирование полномочий. Понятие. Основные проблемы делегирования.
- Теории мотивации: содержательные, процессуальные.
- Функции контроля: понятие, виды. Технологии контроля.
- Власть и лидерство. Понятие. Роль в системе управления организацией.
- Государственное управление и муниципальный менеджмент. Объект и субъект управления.