logo search
Исследование операций в производственном менеджменте

15.Понятия и фазы жизненного цикла продукта

Продукт, попав на рынок, живет своей особой жизнью, которая называется жизненный цикл продукта. У различ. продуктов разный ЖЦ. Он может длиться от нескольких дней до десятков лет.ЖЦ продукта имеет разные фазы, каждая из которых требует от предприятия соответствующих стратегий и тактики рыночного поведения:

1.Исследование и разработка.На этой фазе проводят исследования: нуждается ли потребитель в данном продукте, что собой представляет потенциальный потребитель, на какой рынок можно рассчитывать при реализации замысла?

2.Выведение продукта на рынок. Продукт начинает поступать в продажу. Для предприятия данная фаза означает наиболее высокие затраты на создание продукта. Новая технология требует доработки. Производителей продукта мало, и они стремятся выпускать только основные варианты продукта. 3.Рост.Если новый продукт удовлетворяет потребности потребителей - объём продаж начинает расти.Предприятие начинает получать значительную прибыль, которая возрастает и достигает максимума к концу фазы роста. Получение прибыли и означает начало фазы роста.

4.Зрелость.Продукт выпускается крупными партиями по отработанной технологии с повышенным качеством. Идет более медленный, чем на этапе роста, но неуклонный рост продаж до его максимального значения. Становится острее конкуренция в области цен, аналогичных продуктов, появляются оригинальные разработки конкурентов. Спрос стал массовым, продукт уже насытил массовый рынок, люди покупают его повторно и многократно.

5.Спад.Объём продаж продукта начинает уменьшаться. Это свидетельствует о почтенном возрасте продукта, когда он вступает в завершающую стадию существования – спад, уход продукта с рынка. Этому способствует успешная деятельность конкурентов, изменение в технологии, другие предпочтения потребителей. В итоге прибыль резко сокращается, продукты могут продаваться даже с убытком.

5.Виды операционной деятельности (ОП)

Полная система произв-ной деят-ти организации наз. операционной системой.

Операционная система состоит из подсистем.

Для полного описания системы нужно знать состояние элементов, а также состояние связей между ними – состояние входов и выходов.

Перерабатывающая подсистема выполняет производительную работу, непосредственно связанную с превращением входных величин в выходные результаты. Подсистема обеспечения выполняет функции обеспечения перерабатыва-ющей подсистемы. Совокупность элементов системы подразделяется на управляемую и управляющую подсистемы. Управлять системой означает обеспечение ее целенаправленного поведения в изменяющихся условиях. Это достигается надлежащей организацией и развитием. Операционная деят-ть–это основной вид деят-ти пред-тия, с целью осущ-ния которой оно создано.

Характер ОП предприятия определяется прежде всего спецификой отрасли экономики, к которой оно принадлежит. Основу ОП большинства пред-тий составляет производственно– коммерчес-кая или торговая деят-ть, которая дополняется осуществляемой ими инвестиционной и финанс. деят-ю. ОП является главным компонентом всей хозяйственной деятельности предприятия, основной целью его функционирования. Основной объем формируемых активов, основная численность персонала предприятия обслуживает эту деятель-ность.ОП носит приоритетный характер по отношению к инвестиционной, финансовой и другим видам деятельности.ОП предприятия ориентирована в основном на товарный рынок. В процессе ОП потребляется значительный объем живого труда. ОП присущи, наряду с общими, и специфические виды рисков, объединяемые понятием операционный риск.

12.Хар-ка упр. решений в произв. менеджменте.

Упр-ое реш-е - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов для достижения конкретной цели менеджмента.Как в пр-ном мен-те,так и в др. отраслях упр.реш-я имеют след. Особенности:

-принятие реш-ий — это процесс, представляющий собой опре­деленную последовательность взаимосвязанных этапов;

-на всех этапах принятия реш-ий осущ-ся сбор, обработка и оцен­ка инф-ции;

-на всех этапах процесса принятия реш-ий основными являются: уяснение про­блемы, сбор инф-ции, выявление альтернатив, определение ограничений, критериев, оценивание альтернатив и принятие решения;

-процесс принятия решения представляется как системная деят-ть менеджера, он подчинен законам управления, организации деятельности лю­дей.

Каждое упр. реш-е имеет свой конкретный результат, поэтому целью упр. деят-ти является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.