logo
Исследование операций в производственном менеджменте

47.Стратегия «выравнивания мощностей».

Выравнивание мощностей явл-я наиболее эффективным методом. Общая производственная мощность системы устанавливает на уровне среднего спроса, возможно, с неболь­шим запасом на случай непредвиденных обстоятельств, и под­держивается стабильный объем выпуска. Т.о., колебания спроса игнорируются. Данная стратегия пригодна лишь в том случае, если покупатели готовы ждать или если в качестве «сезонного буфера» имеется возможность создавать запасы готовой продукции. В период падения спроса продук­ция идет на склад и продается с наступлением очередного пика. Такой метод применим лишь на производстве, поскольку создать запас услуг нельзя. Вдобавок хранение должен допус­кать сам продукт – нельзя, к примеру, делать мороженое зи­мой, чтобы продавать его летом. Там же, где этот подход при­меним, он дает преимущество снижения затрат, связанного с наиболее эффективным использованием производственных ресурсов. Недостатки также связаны с затратами на продвиже­ние и скидки в случае управления спросом, а также издержка­ми хранения при использовании запаса в качестве буфера. Порой недостатки перевешивают достоинства, вот по­чему второй подход может применяться даже тогда, когда вы­равнивание мощностей в принципе возможно.

48.Стратегия «погоня за спросом» – предусматривает варьирование производственных возможностей в соответствии с колебаниями спроса на продукцию. При этом поддерживается высокий % загрузки без лишних расходов на хранение и управление спросом. Чтобы быть эффективной, такая стратегия должна реализовываться быстро и без особых затрат. Она применима лишь в том случае, когда уменьшением мощностей уменьшаются и издержки.

На практике обычно применяются следующие методы:

Сверхурочная работа. При планировании фонда време­ни с учетом, скажем, 10 часов в неделю сверхурочно при 40-часовой рабочей неделе, объем выпуска может коле­баться в объемах выработки за эти 10 часов (±20 %) без увольнения и найма работников. Гибкий рабочий график. Применяется в сфере услуг там, где возможен баланс между работой в офисе и в «мастерской». В пиковые часы численность офисных работников может быть повышена, в остальное время большая часть персонала выполняет задачи «мастерской».

Неполный рабочий день. В сфере услуг, где спрос претерпевает значительные и предсказуемые краткосрочные изменения используется неполный рабочий день. В супермаркете в понедельник утром могут работать три кассы, а в пятницу вечером – все двадцать. Поскольку работы в подсобных помещениях для кассира, скорее все-то, не найдется, наилучшим выходом будет взять такого работника на неполную ставку.

Временные рабочие. В отраслях, испытывающих боль­шие сезонные колебания спроса, например на курортах, для того, чтобы справиться с наплывом клиентов, привле­кают временных рабочих.

Закупка вместо производства. На производстве в периоды пикового спроса может рассматриваться вариант закупки деталей и комплектующих, которые обычно изготавливаются своими силами.

Субподряд. Обеспечивает максимум гибкости, посколь­ку одновременно решает проблемы и с капиталом, и с ра­бочей силой. Особенно широко субподряд применяется в гражданском строитель-стве, где главный подрядчик выполняет в основном координирующую роль. Подход требует наличия субподрядчиков, готовых взяться за работу, и фирм, сдающих оборудова­ние в аренду. Несколько иной вариант субподряда при­сутствует в производстве одежды, где может применять­ся труд надомных рабочих. Последние представляют собой независимых субподрядчиков, работающих у себя дома на своем же оборудовании. Таким образом, компа­ния может менять объем производства очень быстро и без каких-либо затрат.