logo
Исследование операций в производственном менеджменте

45.Спрос и его прогнозирование. Классификация характеристик спроса.

Спрос - подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар. Спрос характеризуется его величиной, означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Объем и структура спроса зависят как от цен на товар, так и от других, неценовых факторов, таких, как мода, доходы потребителей, а также от цены на другие товары, в том числе на товары-заменители и на сопряженные, сопутствующие товары. Различают индивидуальный спрос одного лица, рыночный спрос на данном рынке и совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые и продаваемые товары.

Прогнозирование спроса — установление, определение вторичного, будущего спроса на товары и услуги в целях лучшего обоснования соответствующих производственных планов. Подразделяется на краткосрочное (конъюнктурное), среднесрочное и долгосрочное

Спрос может быть «зависимым» (спрос на готовые изделия зависит от заказов, спрос на сырье и материалы зависит от спроса на готовые изделия) или «независимым» (если же спрос на товары или услуги непредсказуем, по­скольку требуемое время реализации заказа меньше, чем вре­мя его изготовления).

В производстве спрос на сырье и материалы всегда имеет зависимый характер, потому что процесс планирования исходит из потребности в готовой продукции. Однако в том случае, если срок поставки существенно превосходит длительность изготовления (например, когда производство продукта зани­мает две недели, а приобретение материалов – шесть месяцев), спрос рассматривается как независимый.

Планирование зависимого спроса ведется по заранее известным предварительным заказам, планирование независимого – по прогнозам спроса. Прогнозы могут быть объективными или субъективными.