11. Типология организаций
По форме собственности предпр-я могут быть подразделены на частные и общественные Предпр-я частного сектора экономики различаются в зависимости от того, одно или несколько лиц явл-ся их владельцами; от ответственности за деят-ть предпр-я, способа включения единоличных капиталов в общий капитал предп-я. Общественный сектор экономики - это государственные (федеральные и субъектов Федерации) и муниципальные предприятия.
В завис-ти от вида выпускаемой продукции пред-я разделяются на промышленные - по выпуску машин, оборудования, инструментов, добыче сырья, производству материалов, выработке электроэнергии и др.средств пр-ва; сельскохозяйственные - по выращиванию зерна, овощей, скота, технических культур; предприятия строительного комплекса, транспорта и связи.
По структуре предприятия делятся на узкоспеци-ализированные, многопрофильные и комбини-рованные.Узкоспец-ми считаются пред-я, которые изготавливают ограниченный ассортимент продук-ции массового или крупносерийного производства. Многопрофильные пред-я, которые чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве, выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения.
Комбинированные предпр-я чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности. Суть их в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предпр-ии превращается в другой, а затем - в 3 вид.
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:Линейные; Функциональные; Линейно-штабные; Линейно-функциональные; Управление через отделы; Программно-целевое; Матричное.
Линейная структура. В этой структуре каждый руководитель обеспечивает руководство нижесто-ящими подразделениями по всем видам деят-ти.
Функциональная структура. Это система с процессом деления орг-ции на отдельные элементы, каждый из кот имеет свою четкую конкретную задачу и обязанности. Появляются специалисты по отдельным функциям. Линейно-функциональный тип. При ней линейные руководители явл-ся единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Программно-целевое управление применяется при переходе на новую программу (выпуск новой продукции или при организации производства). Матричная структура. При такой орг-ции руков-ль проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с членами проектной группы и с другими работниками функциональных подразделений, подчиняющимися ему временно и по ограниченному кругу вопросов.
7. Целевые установки пр-го менеджмента.
ПМ включает в себя управление основными, вспомогательными и обеспечивающими процессами, в результате которых производятся товары, поставляемые организацией на рынок.
Гл.цель - повышение эф-ти пр-ва в рациональной организации работы подразделений с использ-ем кач-ных и колич-ных м-дов орг-ции пр-ва.
Задачи ПМ:
1.Долгосрочный план: -принятие реш-й о произв-х кап-вложениях;-опр-е мощности пр-ва;
-принятие реш-й о размещ-и пр-ва
2.Краткосрочный план:-планир-е и замена оборуд;
-упр-е запасами сырья и материалов
-найм и упр-е персоналом
3.Оперативная работа:-произв-е задачи – колебание спроса, поставка м-лов, устранение дефицита.
Объектом ПМ является пр-во и произв-ные системы. Под пр-вом понимают целенаправленную деят-ть по созданию чего-либо полезного. Производ-ная система– целенаправленный процесс, превращающий отдельные элементы в полезную продукцию. Для постановки и решения задач в произв-ном менеджменте используется системный подход, предполагающий рассмотрение различных составляющих произв-ного мен-та с целью осмысления их структуры, организации и других особенностей, выявления закономерностей развития и совершенствование методов управле-ния. Полная система произв-ной деят-ти организации наз. операционной системой.
8.Признаки пр-ной системы
Сущ-ет четыре основных признака пр-ных систем:
1.Масштабность производства
2.Номенклатурность производства
3.Переналаживаемость производства
4.Предсказуемость производства.
Первые два признака очевидны: безусловно, пред-тия, производящие тысячу или миллион единиц одной и той же продукции в год, будут существенно различны между собой, как по применяемому оборудованию, так и по орг-ции пр-ва. Равно как по-разному будут устроены пред-тия,производящие какое-либо одно изделие и множество изделий. При этом многономенклатурность сама по себе совершенно не означает маломасштабности, а однономенклатурность - крупномасштабности. Третьим признаком пр-ной системы может быть ее переналаживаемость. Пред-тие может производить большую номенклатуру изделий в больших масштабах, но при этом на каждом рабочем месте в течение года будет выполняться одна и та же операция Пр-во может быть многономенклатурным и малопереналаживаемым, равно как малономенклатурным и часто переналаживаемым. От этого сущ-но зависят размеры пред-тия, колич-во работников, типы и колич-во оборуд-я, орг-ные формы и структурно-компоновочные решения.
Четвертый основной отличит. признак пр-ва – его предсказуемость. Сущ-ют пред-тия, в кот. пр-ные программы известны на несколько лет вперед, а постановка на пр-во новой продукции занимает месяцы или даже годы. Др. крайность – пр-тия, работающие по внешним, плохо предсказуемым заказам. Данный признак очень важен, поскольку от него в огромной степени зависит соотношение времени, затрачиваемого на собственно пр-во и на его подготовку.
Кроме основных признаков сущ-ют доп-ные, относящиеся к более частным примерам пр-ных систем: -сложность выпускаемых изделий
-опасности пр-ва или его секретности.
-перестраиваемость пр-ва
– модифицируемость пр-ва, - гибкости пр-ва
24.Процесс продуктового планир-я инноваций.
Появление нового товара в пр-ве и на рынке явл-ся рез-том целенаправленной инновац-ой деят-ти, главная задача которой заключается в создании и распространении инноваций. Продуктовые инновации, предусматривающие создание новых или усоверш-ние выпускаемых продуктов, представляют собой тип инноваций наиболее распространенный и важный для обеспечения конкурентоспособности производ-го предприятия. Можно выделить 3 осн. фазы иннов-ого процесса: 1.формирование концепции продукта; 2.проектирование нового продукта; 3.освоение пр-ва нового продукта и продвижение его на рынок.
На 1ф. проводится комплексный анализ эк-ской и научно-технической инф-ции о возможном спросе на новую продукцию, ситуации на рынках, конкурентных позициях других произв-лей, научных и технических возможностях и ограничениях в развитии продукта, эк-ском и научно-техническом потенциале предприятия.
На 2ф. иннов-го процесса осущ-ся проектир-е нового продукта. Основная задача этой фазы заключается в детальной инженерной проработке нового изделия. Она включает: проведение необходимых исследований, выполнение опытно-конструкторских разработок, изготовление и испытание опытных образцов новой продукции и разработку детальных чертежей для ее изготовления. 3 фаза заключается в проведении комплекса работ по проектир-ю нового произ-ва, начиная с его технич. подготовки, организац-го проектир-ия пр-ных процессов и включая наращивание пр-ва, достижение проектной мощности и заданной себестоимости. Иннов-ый процесс завершают работы по продвижению нового продукта на рынок и связанная с этим дистрибьюторская деятельность предприятия.
23.Продукт-вое план-е как эл-нт пр-го мен-та.
Организация работ по планир-ю и проектир-ю продуктов как одна из ф-ций произв-ого менед-та представляет собой совокупность правил и упр. решений, направленных на формирование и обеспечение эффектив-ти иннов-ных процессов на предприятии. Специалисты различают пространственную и временную организацию процессов создания и освоения новых изделий на предприятии. Временная организация устанавливает календарную последовательность и сроки выполнения отдельных заданий, стадий и этапов проектирования, загрузку исполнителей. Пространственная организация выражается через разделение заданий на отдельные задачи и операции, объединение их в однородные группы или комплексы и закрепление за определенными специально создаваемыми структурными подразделениями предприятия. Выделяют 3 осн. фазы процесса прод-го планир-я : 1.формирование концепции продукта; 2.проектирование нового продукта;3.освоение производства нового продукта и продвижение его на рынок.
- 50.Метод линейного программирования.
- 33.Метод дерева решений.
- 36.Распределение задач при организации производственного процесса.
- 37.Особенности стратегии процесса в сервисе.
- 35.Составление плана размещения оборудования.
- 25.Основные характеристики услуги.
- 26.Основные подходы в разработке услуг.
- 27.Качество сервиса.
- 28.Планирование производственных мощностей
- 49.Система планирования загрузки производственных мощностей.
- 45.Спрос и его прогнозирование. Классификация характеристик спроса.
- 15.Понятия и фазы жизненного цикла продукта
- 13.Оценка и выбор управленческих решений.
- 11. Типология организаций
- 17.Проектирование продукта.
- 25.Основные характеристики услуги.
- 20.Процесс маркетинга продукта.
- 46.Методы прогнозирования спроса.
- 47.Стратегия «выравнивания мощностей».
- 44.Планирование и прогнозирование, уровни планирования.
- 43.Методы нормирования труда.
- 30.Стратегия размещения в сфере производства.
- 32. Основные методы, используемые для решения задач размещения.
- 38.Автоматизация производства.
- 39.Использование эргономики и школы человеческих взаимоотношений при оптимизации работы людей на производстве.
- 41.Изучение методов работы.
- 6. Модели материальных потоков
- 9.Операционная стратегия
- 19.Задачи маркетинга нового продукта