Принципы статической организации.
принципы статической организации - это принципы построения рациональных структур. 1) Целеполагание (принцип приоритета цели). Структура должна соответствовать цели организации. Начинать построение структуры необходимо с выработки миссии, затем целей организации. В соответствии с миссией и целям формируется коллектив, руководители, бизнес-процессы. Структура, сформированная под конкретного руководителя, может потерять целесообразность (так произошло в Форд Мотор после смерти Г. Форда). 2) Приоритет функций над структурой. Если функции сложны- то структура (конфигурация) тоже должна быть сложной. Кроме того,реализуемые функции должны обеспечиваться соответствующим составом и межкомпонентными связями. За каждым элементом структуры (отделением) должна быть закреплены определенные функции. Копирование структур у других компаний и государств чревато негативными последствиями. Приведем один пример. На предприятии, возглавляемым директором из советского прошлого, производили канцтовары (держатели для бумаг, которые вешается на кромку стола) из железного листа, оставшегося со старых времен. Применении новых технологий, соответствующих запросам потребителей, закупке нового сырья, пластмассы и выпуске современных моделей товаров никто не задумывался. Проект закончился неудачно, чего и следовало ожидать. 3) Координация – это согласованность функциональных подразделений, каналов и узлов связи, горизонтальная координация, четкие связи между уровнями управления. Координация может осуществляться через центр. Обратные связи показывают эффективность координации. Возможна двойная подчиненность, например, как в матричной структуре. 4) Минимум сложности. Сложность нужна в пределах функциональной необходимости. Чем проще структура, тем легче достичь скоординированности в компании. Излишние сложности могут снижать эффективность работы организации. Вспомните соотношение количественной и структурной устойчивости системы. 5) Полномаштабность означает, что в организации не должно быть бесконтрольных изолированных участков и подразделений. Иначе возникает коррупция, хищения. 6) Предел автономности. Каждый элемент организации должен обладать автономностью, позволяющей функционировать ему как самостоятельному элементу, но не допускать разрушения целостности всей организации. Тонкость реализации этого принципа заключается в том, что нужно найти баланс между централизацией и децентрализацией. 7) Взаимосогласованность вертикали и горизонтали. Вертикальные и горизонтальные связи должны быть органичными, без диктата. Дублирования связей незаменимо в случае потери информации, увольнения сотрудника. Корпоративный дух объединит членов организации. 8) Субординация – соподчиненность низших уровней по отношению к высшим. Однозначность отношений соподчиненности, ступенчатость отношений субординации, исключение зависимости руководителя от соподчиненных. Уровень субординации определяется необходимостью в организации. 9) Единство распорядительства. Четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства на каждом уровне, по отношению к каждому сотруднику за конкретным руководителем. Это один из принципов менеджмента, провозглашенных А. Файолем. 10) Соответствие между формально закрепленными и реально существующими структурными связями, а также между полномочиями и ответственностью.
- Понятие организация в живой и неживой природе. Единство организационных методов для человека и природы.
- Предмет и методы теории организации. Теория организации в системе других наук.
- Понятие система. Организация как система. Система и несистема.
- Виды систем. Открытая и закрытая системы. Особенности проявления в социальных системах.
- Свойства систем. Целостность, иерархичность, упорядоченность.
- Свойства систем. Множественность описания, взаимосвязь структуры и среды.
- Свойства систем. Эмерджентность и гомеостазис.
- Понятие равновесия в системе. Способы достижения.
- Законы организации. Закон синергии. Природа синергетического эффекта. Проявление закона в менеджменте.
- Закон наименьших. Проявление закона в менеджменте. Закон развития. Закон самосохранения.
- Закон единства, анализа и синтеза.
- Закон информативности – упорядоченности.
- Закон композиции, Закон пропорциональности, Закон своеобразия
- Группы принципов организации
- Понятие структуры и состав. Виды структур и соединений.
- Принципы статической организации.
- Принципы динамической организации.
- Процессы в организации.
- Составные части процессов. Виды процессов в организации.
- Процессы расхождения форм и образования дополнительных связей.
- Разрешение системных противоречий в развитии организации. Образование связки. Выравнивание. Рокировка. Проявление в менеджменте.
- Принципы рационализации.
- Проектирование организационных систем. Стадии изменений для применения способов проектирования.
- Ситуационный подход к управлению и ситуационные переменные. Базовые ситуационные переменные.
- Метода проектирования. Области эффективного применения.
- Организация проектирования системы. Этапы и их содержание.
- Управление по целям.
- Создание структуры управления организацией. Понятие стратегические бизнес единицы и центры ответственности.
- Оценка эффективности проектирования организационных систем. Критерии. Способы.
- Организационная культура. Понятие с позиции теории организации.
- Функции организационной культуры. Основные элементы организационной культуры.
- Виды организационной культуры.
- Ок как инструмент управления в организации.
- Формирование устойчивой ок организации.
- Основные понятия менеджмента.
- Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Знания о менеджменте в системе общественных наук.
- Управленческие отношения. Понятие. Положение в системе экономико-управленческих отношений на уровне хозяйствующего субъекта.
- Законы менеджмента. Комплекс методов исследования в менеджменте.
- Школы менеджмента. Развитие управленческой мысли.
- Функции менеджмента. Состав и общая характеристика.
- Планирование: роль и процесс. Горизонты планирования.
- Пирамида планирования и уровни стратегии.
- Внешняя среда: факторы прямого и косвенного воздействия. Характеристики внешней среды.
- Внутренние факторы организации и менеджмента.
- Функция организации: понятие, роль. Характеристики, определяющие организацию.
- Организационные структуры: понятия, типы, виды.
- Линейная структура. Области эффективного применения.
- Функциональная структура. Области эффективного применения.
- Линейно-функциональная, линейно-масштабная структуры. Области эффективного применения.
- Программно-целевая структура.
- Матричная структура.
- Условия эффективности и характеристики механических и органических структур.
- Делегирование полномочий. Понятие. Основные проблемы делегирования.
- Теории мотивации: содержательные, процессуальные.
- Функции контроля: понятие, виды. Технологии контроля.
- Власть и лидерство. Понятие. Роль в системе управления организацией.
- Государственное управление и муниципальный менеджмент. Объект и субъект управления.