logo search
Катькало_книга_Эволюция_теории_стратегического_управления

Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины

общетеоретической платформы (в частности, понятийного аппа­рата) столь важного ныне раздела исследований стратегий фирм, как технологические инновации. Здесь принято выделять, по край­ней мере, шесть концепций, которые берут начало в эволюци­онной теории: технологические режимы, «зависимость от траекто­рии прошлого развития», конкурентный отбор, технологические возможности, режимы присвоения экономических выгод от инно­ваций, доминирующие модели и эффекты «запирания» вследствие незначительных событий (подробнее см.: [Теесе, 1990]).

Подведем кратко итоги проведенного анализа концепций эко­номической теории организации и их роли в исследованиях страте­гического управления. Во-первых, наше исследование методологи­ческого своеобразия экономической теории организации в сравне­нии с неоклассикой показывает, что эти два течения экономической мысли сильно разнятся по степени соответствия задачам исследова­ний стратегий фирм. Экономическая теория организации не только в гораздо большей степени применима для плодотворного изучения стратегического управления, чем неоклассика, но и выигрывает здесь по сравнению с парадигмой «стратегия — структура — ре­зультаты», переводя анализ стратегий с уровня отрасли на уровень фирмы. Во-вторых, нараставшее благодаря концепциям экономи­ческой теории организации проникновение экономической логики и методов анализа в исследования стратегического управления по­зволили конструировать здесь причинно-следственные связи и по­высить предсказательную силу выводов. В-третьих, если концеп­ция Портера сделала только первые шаги по пути «управленческо­го расширения» стандартной экономической теории, то экономи­ческая теория организации сформировала платформу для дальней­шего движения в этом направлении. В-четвертых, эти успехи со­провождались появлением и новых методологических проблем при­менения экономической теории в изучении стратегий фирм. Осо­бую тревогу ученых вызывали трудности формализации и измере­ния ненаблюдаемых феноменов (unobservables), т. е. таких важных переменных, как оппортунизм менеджеров и степень расхождения интересов их и акционеров [Rumelt et al., 1991; Hoskisson et al., 1999]. Взаимное обогащение экономической науки и исследований страте­гий фирм имело немалые резервы усиления.

294

4.5. Выводы

4.5. ВЫВОДЫ

По итогам выполненного в настоящей главе анализа особен­ностей исследований стратегий фирм в период с середины 1970-х до конца 1980-х гг. можно утверждать, что именно на эти годы пришелся этап становления новой научной дисциплины страте­гического управления. Главным отличием этого периода в разви­тии рассматриваемой области знаний был переход от чисто нор­мативного к позитивному жанру исследований с акцентом на выявление причинно-следственных связей и проверку гипотез посредством применения характерных для более зрелых наук методов обработки значительных массивов эмпирических дан­ных. Это подтверждалось быстрым ростом количества и качества научных публикаций по проблематике стратегического управле­ния, отличавшихся заметным усложнением изучавшихся про­блем и методов их анализа.62 По сравнению с предшествующим, начальным этапом теории стратегического управления, для кото­рого был характерно приоритетное внимание к довольно меха­нической ситуационной «состыковке» фирмы с ее внешней сре­дой, в центре внимания исследователей теперь было установле­ние общих закономерностей «соответствия» фирмы и ее среды и даже их «взаимного приспособления». Другими важнейшими направлениями изменений методологии исследований стратеги­ческого управления на этом этапе стали: общий перенос акцента в анализе факторов успешных стратегий с фирмы на ее внешнее окружение; резкое усиление междисциплинарности исследова­ний при ведущей роли здесь экономической теории, а также воз­растание понимания значения организационных аспектов стра­тегического процесса, который уже не мог всерьез трактоваться в духе абсолютного рационализма, присущего школе планирова­ния. Некоторые из новых тенденций развития теории стратеги­ческого управления способствовали не только прогрессу в изуче­нии ее основных вопросов, но и возникновению определенных противоречий в ее развитии.

62 Убедительные свидетельства тому на репрезентативных выборках статей в научных журналах по менеджменту за 1978-82 гг. и 1986-87 гг. см., соответственно, в [Schendel, Cool, 1988] и [Schwenk, Dalton, 1991].

295