Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом
Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом — это совокупность документов организационного, организационно-методического, организационно-распорядительного, технического, нормативно-технического, технико-экономического и экономического характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации труда и управления персоналом и утвержденные в установленном порядке компетентным соответствующим органом или руководством организации.
Нормативно-методическое обеспечение создает условия для эффективного процесса подготовки, принятия и реализации решений по вопросам управления персоналом. Оно состоит в организации разработки и применения методических документов, а также ведении нормативного хозяйства в системе управления персоналом.
Ответственность за обеспечение системы управления персоналом нормативно-методическими документами несут соответствующие подразделения аппарата управления организации (отдел стандартизации, отдел организации управления, юридический отдел).
На основе типовых документов с учетом особенностей организации работники службы управления персоналом разрабатывают документы для внутреннего использования.
Так, важными организационно-распорядительными документами являются Правила внутреннего трудового распорядка, которые включают следующие разделы:
общие положения;
порядок приема и увольнения рабочих и служащих;
основные обязанности рабочих и служащих;
основные обязанности администрации;
рабочее время и его использование;
поощрения за успехи в работе;
ответственность за нарушения трудовой дисциплины и др.
Важнейшим организационным документом является коллективный договор, разрабатываемый при непосредственном участии подразделений службы управления персоналом (отдела кадров, отдела организации труда и зарплаты, юридического отдела). Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице из представителей (гл.7 Трудового кодекса)
В коллективный договор, содержание и структура которого определяются договаривающимися сторонами, могут включаться взаимные обязательства по вопросам:
- формы, системы и размеры оплаты работников, денежных вознаграждений, пособий, компенсаций, надбавок и доплат;
- регулирование оплаты работников в зависимости от уровня инфляции, роста цен на товары и услуги, выполнения производственных показателей;
- найма, гарантированной занятости, условий перевода и высвобождения работников;
-продолжительности рабочего времени, времени отдыха и отпусков;
- повышение квалификации и обучение работников;
- улучшение условий работы и здоровья сотрудников;
- медицинское и социальное страхование и т. д.
Трудовой договор, заключаемый работником при найме, тесно связан с коллективным, который является источником трудового права.
В крупных и средних организациях функции управления выполняются самостоятельными подразделениями. В целях эффективной координации их деятельность должна регламентироваться положением о подразделении, утвержденным руководителем организации. Для малых предприятий, где должностные лица реализуют функции и задачи управления, достаточно разработки должностных инструкций.
Положение о подразделении (отделе, бюро, группе и т.п.) — документ, регламентирующий деятельность какого-либо структурного подразделения кадровой службы: его задачи, функции, права, ответственность.
Положение о подразделении является основным нормативным документом, регламентирующим назначение и место подразделения на предприятии, его структуру, основные функции и задачи управления, права, ответственность и формы поощрения работников подразделения. Положение разрабатывается и подписывается руководителем подразделения, согласовывается с компетентными должностными лицами, доводится до сотрудников под расписку с указанием даты ознакомления и утверждается руководителем организации.
Типовая структура положения включает следующие разделы:
1. Общие положения (кому подчиняется данное подразделение, степень его самостоятельности, какими нормативно-правовыми документами оно руководствуется в своей деятельности, и т.п.).
2. Задачи подразделения.
3. Оргструктура подразделений (схема с указанием линейно-функциональной, методической и иной подчиненности отдельных звеньев и работников подразделения).
4. Функции подразделения.
5. Взаимоотношения подразделения с другими звеньями организации с указанием информации, документации, получаемой и передаваемой данным подразделением (от кого и кому, сроки и периодичность).
6. Права подразделения (в пределах возложенных на него функции).
7. Ответственность подразделения (в рамках приданных ему полномочий за некачественное, несвоевременное их выполнение).
Типовые положения о подразделениях, в том числе и по кадровой службе, содержатся в специальной литературе, но требуются их адаптация, уточнение применительно к каждой конкретной организации и подразделению.
Положение о подразделении позволяет:
- официально закрепить рациональное распределение функций управления между структурными подразделениями;
- четко регламентировать основные задачи управления, закрепленные за подразделениями; трудоемкость, продолжительность и сроки выполнения функций и задач;
-установить функциональную взаимосвязь между подразделениями;
- повысить своевременность и надежность выполнения функций управления за счет введения количественных показателей выполнения задач управления;
- конкретизировать права подразделения;
- повысить коллективную ответственность работников подразделения за своевременное и качественное решение функций управления;
-осуществлять моральное и материальное стимулирование работников по результатам хозяйственной деятельности.
В зарубежной науке и практике управления персоналом уделяется большое внимание вопросам анализа и описания должности (рабочего места) работы/процесса (эти понятия принимаются в данном случае как аналогичные), так как на их основе составляется личностная спецификация (требования к работнику). И в целом они являются фундаментом для многих процедур по управлению персоналом — рекламы, собеседования, тестирования, отбора, оценки, найма, служебного продвижения и т.д.
Должность – это штатная единица организации, первичный элемент в структуре управления ею, характеризующийся совокупностью прав, обязанностей и ответственности работника. Персональное юридическое закрепление должности делает ее носителя должностным лицом.
Требования к должности, рабочему месту (РМ) формулируются на основе анализа и описания должности (РМ) и процессов, выполняемых работником.
Анализ должности (РМ) — это определение наиболее существенных характеристик работы с помощью упорядочения и оценки информации, связанной с работником или работой. Информация может отражать содержание работы, выраженное в терминах конкретных рабочих или управленческих функций и процедур, или она может состоять из характеристик работника (практических навыков, знаний, способностей, допустимых отклонений и т.д.), требуемых для компетентного выполнения работы на данной должности.
Основными методами анализа должности (РМ), которые по одиночке или в комбинации могут быть использованы для сбора информации, являются: наблюдение, собеседование, анкетирование.
Цель описания должности (РМ) — фиксация данных о содержании работы на данной должности (РМ). Такое описание включает следующие типовые разделы:
наименование должности (РМ);
кому подчиняется работник;
за кого непосредственно отвечает работник;
общая цель работы;
основные направления деятельности и задачи (их число ограничивается 6—7 основными задачами, которые характеризуют ключевые аспекты работы и отражают действия работника с помощью глаголов: отвечает, проверяет, составляет и т.д. Если возможно, задачи следует определять в конкретных параметрах, таких, как стоимость, выходной результат, время, скорость, расходы и т.п.);
условия работы и рабочая среда: температура, освещенность, вредные воздействия и т.п.;
рабочие взаимоотношения, т.е. наиболее значительные контакты данной должности (РМ) с другими как внутри организации, так и вне ее;
показатели ответственности (за подчиненных, результаты работы и т.д.).
Описание должности (РМ) осуществляет работник службы управления персоналом - специалист-аналитик работы. Описания необходимо разрабатывать для должностей всех уровней управления, так как они являются основой составления должностной инструкции.
- Федеральное агентство по образованию
- Содержание
- Глава 1. Система управления персоналом…………………………………7
- Глава 2. Организация найма и приема персонала, адаптация персонала43
- Глава 3. Деловая оценка персонала………………………………………87
- Глава 1. Система управления персоналом организации
- 1. Задачи, функции и технология системы управления персоналом
- Кадры, персонал предприятия – понятие, классификация и расчет.
- 3. Организационная структура системы управления персоналом
- Руководитель службы управления персоналом
- Руководитель организации
- Руководитель организации
- Руководитель организации
- Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом
- Пример: Описание работы по должности
- Методы управления персоналом
- Вопросы для обсуждения
- Методы управления персоналом
- Организационно-распорядительные (административные)
- Экономические
- Социально-психологические
- 8. Практические ситуации и задачи Ситуация - Функциональное разделение труда в аппарате управления организацией
- Задача 1 - Распределение численности специалистов между подразделениями службы управления персоналом
- Задача 2 - Расчет численности кадровой службы и построение оперограмм кадровых процедур
- Руководитель службы управления персоналом
- Глава 2 технология найма и отбора персонала
- Источники и организация найма и приема персонала.
- 2. Сущность процесса отбора персонала
- 5. Медицинский контроль
- 4. Проведение освидетельствования на профессиональную пригодность, включая деловые и личностные качества
- 2. Анализ рекомендаций и послужного списка
- 1. Оформление анкетных и автобиографических данных, анализ резюме
- Организация отборочного собеседования.
- 3. Управление адаптацией персонала
- 4. Адаптация руководителя-новичка
- 5. Вопросы для обсуждения
- 6. Практические ситуации и задачи Ситуация - Маркетинг персонала
- Деловая игра - Наем и отбор персонала
- Описание хода деловой игры
- Глава 3 деловая оценка персонала
- Понятие, принципы и методы проведения деловой оценки персонала
- Показатель:
- (Редко) (часто не (в основном) (с некоторыми (всегда) соблюдается) исключениями)
- Показатель оценки: сотрудничество
- 2. Оценка результативности деятельности руководителей и специалистов
- 3. Оценка деятельности кадровых служб
- Количество отобранных кандидатов
- Анкета по изучению причин текучести
- Аттестация персонала организации
- Аттестационный лист
- 5. Вопросы для обсуждения:
- 6.Практические ситуации и задачи Ситуация - Оценка результативности труда руководителей и специалистов
- Постановка задачи
- Методические указания
- 1. Расчет оценки профессиональных и личных качеств работника (п)
- Расчет оценки уровня квалификации работников (к)
- Пример 2
- 3. Расчет оценки сложности выполняемых работ (с)
- 4. Расчет результатов труда работников
- По табл. 32 определяется суммарный коэффициент-
- 5. Расчет комплексной оценки результатов труда и деловых качеств работников (д)
- Список литературных источников