1. Задачи, функции и технология системы управления персоналом
В крупных западных фирмах постепенно стала складываться система управления человеческими ресурсами, заменяющая систему управления кадрами. В современной учебной литературе по управлению персоналом даются различные определения понятий управление персоналом (человеческими ресурсами)
Управление человеческими ресурсами - стратегическое планирование и управление человеческими ресурсами организации.
Часто на практике не делают различия между понятиями «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом».
Управление персоналом – ряд действий, направленный на каждодневное оперативное управление человеческими ресурсами предприятия.
Таким образом, существенное различие этих понятий в том, что фокус при управлении человеческими ресурсами – стратегический, а при управлении персоналом – оперативный.
Следует, однако, учитывать, что в ряде современных работ встречается иная, более расширенная трактовка:
Управление человеческими ресурсами – стратегическое и оперативное управление деятельностью по повышению эффективности использования человеческих ресурсов организации.
В рамках концепции «управление человеческими ресурсами» затраты, связанные с персоналом, рассматриваются уже не как досадные расходы, а как долгосрочные инвестиции в человеческий капитал - основной источник прибыли; кадровое планирование переплетается с производственным, и сотрудники становятся объектом корпоративной стратегии; активно внедряется групповая организация труда, а поэтому делается акцент на создание команды, развитие способностей людей и формирование корпоративной культуры.
Классический подход к управлению персоналом получил название «управление кадрами». Он характеризуется:
-ориентацией на авторитарный стиль руководства кадрами;
- требованием безусловного подчинения;
- стремлением к минимизации затрат на привлечение, повышение квалификации кадров, решение социальных вопросов;
- использованием преимущественно денежных стимулов;
- жесткой регламентацией организации труда;
- сосредоточенностью кадровых служб исключительно на бумажной работе, не выходящей за рамки фиксации процессов найма, перемещения и увольнения и планирования потребности кадрах в соответствии с заданиями производственных планов.
Движения от управления кадрами к управлению человеческими ресурсами характеризуется следующими основными изменениями в деятельности кадровых служб:
- переходом от подбора и расстановки кадров к участию в формировании стратегии бизнеса и организационных изменений;
- оказание наряду с выполнением традиционных функций помощи линейному руководству;
- профессионализацией сферы управление персоналом и сокращением в ней роли технических исполнителей, призванных просто фиксировать состояние кадров;
- участие в формировании и реализации политики социального партнерства;
- ориентация на развитие человеческих ресурсов в тесной связи с целями организации, не сводящееся лишь к тренингу и повышению их квалификации и обеспечивающее ее высококвалифицированными сотрудниками.
Основными задачами службы управления персоналом являются:
- разработка и реализация кадровой политики организации в соответсвии с внутрифирменными стандартами и современными концепциями управления персоналом;
- создание и поддержание информационно-аналитической базы для принятия решений по вопросам управления персоналом;
- обеспечение безопасных условий работы сотрудников компании, материального и морального стимулирования их деятельности.
Функции подразделения по управлению человеческими ресурсами (рис. 1):
планирование потребности в персонале;
маркетинг кадров;
анализ кадрового потенциала и потребности в персонале,
управление занятостью;
информационное обеспечение системы кадрового управления;
оценка и подбор кандидатов на вакантные должности;
ориентация, адаптация и обучение новых работников;
управление трудовой мотивацией;
социально-психологическая диагностика;
анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, отношений с руководством;
управление производственными и социальными конфликтами и стрессами;
обучение, развитие, планирование и контроль деловой карьеры;
правовые вопросы трудовых отношений;
оценка эффективности работы;
соблюдение требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда;
техника безопасности.
Современные функции служб персонала:
- Формирование оптимального управленческого аппарата. Поскольку в настоящее время число работников сферы управления персоналом достигает 30% состава организации, одной из важнейших проблем, решаемых службами персонала, является формирование оптимальной структуры управления персоналом, определение перспективной и текущей потребности в менеджерах.
- Контролинг персонала. Имеет несколько значений: 1) изучение влияния, которое оказывает существующее распределение сотрудников по рабочим местам на результаты работы организации; 2) анализ социальной и экономической эффективности применения тех или иных методов управления; 3) координация планирования персонала с планированием других сфер деятельности организации; 4) создание информационной базы персонала.
- Кадровый маркетинг - это совокупность мероприятий по: изучению внутреннего и внешнего рынка труда и его сегментированию (выделению различных категорий персонала и реализации в отношении них специальных кадровых подходов); анализу ожиданий сотрудников в области служебных перемещений; распространению в рамках организации информации о потребности в кадрах, возможности повысить или изменить свою квалификацию; поиску и привлечению на работу необходимых специалистов. Основная задача – обеспечение организации высококвалифицированными работниками.
Рис. 1 Основные функции - «технологическая цепочка» управления персоналом [2]
- Мониторинг персонала- постоянное наблюдение за состоянием кадров, их динамикой, в том числе текучестью; стимулированием; удовлетворенностью работой; процессами найма, обучения, повышения квалификации, продвижения; состоянием трудовой дисциплины; травматизмом и пр.
- Социальное партнерство- это взаимосвязанные действия администрации, трудового коллектива, профсоюзов и иногда представителей государства, нацеленные на поддержание социальной стабильности в организации.
- Федеральное агентство по образованию
- Содержание
- Глава 1. Система управления персоналом…………………………………7
- Глава 2. Организация найма и приема персонала, адаптация персонала43
- Глава 3. Деловая оценка персонала………………………………………87
- Глава 1. Система управления персоналом организации
- 1. Задачи, функции и технология системы управления персоналом
- Кадры, персонал предприятия – понятие, классификация и расчет.
- 3. Организационная структура системы управления персоналом
- Руководитель службы управления персоналом
- Руководитель организации
- Руководитель организации
- Руководитель организации
- Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом
- Пример: Описание работы по должности
- Методы управления персоналом
- Вопросы для обсуждения
- Методы управления персоналом
- Организационно-распорядительные (административные)
- Экономические
- Социально-психологические
- 8. Практические ситуации и задачи Ситуация - Функциональное разделение труда в аппарате управления организацией
- Задача 1 - Распределение численности специалистов между подразделениями службы управления персоналом
- Задача 2 - Расчет численности кадровой службы и построение оперограмм кадровых процедур
- Руководитель службы управления персоналом
- Глава 2 технология найма и отбора персонала
- Источники и организация найма и приема персонала.
- 2. Сущность процесса отбора персонала
- 5. Медицинский контроль
- 4. Проведение освидетельствования на профессиональную пригодность, включая деловые и личностные качества
- 2. Анализ рекомендаций и послужного списка
- 1. Оформление анкетных и автобиографических данных, анализ резюме
- Организация отборочного собеседования.
- 3. Управление адаптацией персонала
- 4. Адаптация руководителя-новичка
- 5. Вопросы для обсуждения
- 6. Практические ситуации и задачи Ситуация - Маркетинг персонала
- Деловая игра - Наем и отбор персонала
- Описание хода деловой игры
- Глава 3 деловая оценка персонала
- Понятие, принципы и методы проведения деловой оценки персонала
- Показатель:
- (Редко) (часто не (в основном) (с некоторыми (всегда) соблюдается) исключениями)
- Показатель оценки: сотрудничество
- 2. Оценка результативности деятельности руководителей и специалистов
- 3. Оценка деятельности кадровых служб
- Количество отобранных кандидатов
- Анкета по изучению причин текучести
- Аттестация персонала организации
- Аттестационный лист
- 5. Вопросы для обсуждения:
- 6.Практические ситуации и задачи Ситуация - Оценка результативности труда руководителей и специалистов
- Постановка задачи
- Методические указания
- 1. Расчет оценки профессиональных и личных качеств работника (п)
- Расчет оценки уровня квалификации работников (к)
- Пример 2
- 3. Расчет оценки сложности выполняемых работ (с)
- 4. Расчет результатов труда работников
- По табл. 32 определяется суммарный коэффициент-
- 5. Расчет комплексной оценки результатов труда и деловых качеств работников (д)
- Список литературных источников