6. Практические ситуации и задачи Ситуация - Маркетинг персонала
Производственная организация ведет поиск кандидатов на вакантную должность и с этой целью осуществляет маркетинговые исследования в области персонала, которые позволят определить требования к претендентам на должность, выявить круг источников и пути обеспечения потребности в персонале, рассчитать ожидаемые затраты на приобретение и дальнейшее использование персонала.
На имеющуюся вакантную должность претендуют несколько кандидатов. Поиск, отбор, наем и дальнейшее использование каждого из претендентов связаны с определенными затратами. Организация-работодатель располагает рассчитанным лимитом средств, которые могут быть выделены на приобретение и дальнейшее использование одного кандидата на вакантную должность.
Она разработала требования к претендентам на должность, которые являются основой для оценки и отбора кандидатов, а также располагает результатами проверочных испытаний претендентов.
Исходные данные:
требования к претендентам на должность с указанием степени важности наличия у кандидата на должность того или иного профессионального или личностного качества (табл. 15);
данные о результатах проверочных испытаний кандидатов на вакантную должность (табл.16).
Таблица 15 -Требования к претендентам на должность
Требования к претендентам
| Градация по важности | ||
Важно (1,0) | Очень важно (1,5) | Желательно (0,5) | |
Профессиональные предпосылки, образование |
|
|
|
1 . Высшее образование | X |
|
|
2. Другие виды образования |
|
| X |
3. Иностранные языки |
|
| X |
4.Опыт профессиональной деятельности: профессиональный опыт (с указанием стажа работы) в следующих областях | X |
|
|
5. Специальные знания __________________ |
| X |
|
Личностные предпосылки 6. Логико-аналитические способности (способность , анализировать проблемы (указать конкретный круг проблем) и делать по ним выводы) | X |
|
|
7.Приспособляемость (способность к многовариантной проработке проблем при возникновении различных ситуаций (указать примеры) |
| X
|
|
8.Организационные способности (способность к рациональному планированию и организации выполняемой работы, определению приоритетности заданий, распределению заданий с учетом возможностей исполнителей, организации работы до получения конечного результата) | X |
|
|
9. Личностная инициатива (умение проявлять инициативу, высказывать идеи в связи с ... (привести примеры) |
| X |
|
10. Способность к принятию решений (степень самостоятельности при принятии решений, готовность отстаивать свои решения несмотря на внешнее сопротивление) |
| X |
|
11. Умение вести переговоры (например, с ... (указать возможный круг партнеров, а также основные трудности в переговорах) |
|
| X |
Продолжение таблицы 15
12. Способность к нагрузкам (умение качественно выполнять работу в ограниченное время, поведение в условиях больших нагрузок) |
| X |
|
13. Навыки риторики и письменной работы: способность к ведению совещаний, семинаров (указать наиболее вероятные проблемы) ...умение кратко и ясно выражать мысли, убедительный стиль; обмен письменной информацией в следующих трудных случаях ... умение дать письменное заключение о запросах внешних адресатов (указать, каких)... |
|
X |
|
14. Мотивационные функции (умение пробуждать интерес к работе, восприятие новых идей, обсуждение результатов без подавления внешнего окружения, адекватная оценка работы сотрудников) |
|
X |
|
15. Стиль общения (корректность, коммуникабельность, готовность оказать помощь и поддержку в решении проблем) |
|
X |
|
Возможные другие предпосылки |
|
|
|
информация об источниках обеспечения потребности в персонале и затратах на приобретение и дальнейшее использование персонала по каждому из источников;
лимит единовременных затрат на одного претендента.
Таблица 16- Результаты проверочных испытаний кандидатов А, Б, В, Г
Показатели оценки | Данные значительно выше нормы (5) | Данные выше нормы (4) | Данные соответствуют норме (3) | Данные ниже нормы (2) |
1. Высшее образование |
| А,Г | Б, В |
|
2. Другие виды образования |
|
| А, Б, В, Г |
|
3. Иностранные языки |
|
| А,Б,Г | В |
4. Опыт профессиональной деятельности | , В | А,Б |
| В,Г |
5. Специальные знания | А, Б | Г | В |
|
6.Логико-аналитические способности. | А,Г | Б, В |
|
|
7. Приспособляемость | В | А | Б,Г |
|
8.Организационные способности | Б | А | В,Г |
|
9. Личностная инициатива | А, В | Г | Б |
|
10. Способность к принятию решений |
| А, В | Б,Г |
|
11. Умение вести переговоры |
| Б, В | А,Г |
|
12. Способность к нагрузкам | А, Б | В | Г |
|
13. Навыки риторики и письменной работы |
| А, В | Б | Г |
14. Мотивационные функции |
| А, Б | В | Г |
15. Стиль общения | А,Г |
| Б, В |
|
Источниками обеспечения потребности в персонале в данном случае являются:
для претендента А — агентство по найму персонала;
для претендента Б — служба занятости (биржа труда);
для претендента В — свободный рынок труда (обращение на
фирму по собственной инициативе);
для претендента Г — учебное заведение соответствующего
профиля.
Договорные отношения организации-работодателя с агентством по найму оцениваются в 10,8 тыс. руб., с учебным заведением в 1,8 тыс. руб.
Маркетинговые исследования в области персонала проведены организацией-работодателем на сумму 1,9 тыс. руб., причем из них на поиск и разработку документации по агентству найма приходится 0,9 тыс. руб., по службе занятости — 0,6 тыс. руб., по учебному заведению — 0,4 тыс. руб. Затраты на проведение отбора персонала (проверочные испытания и т.п.) составили для агентства по найму 8,5 тыс. руб., для кандидатов из остальных источников — 6,2 тыс. руб. Затраты по найму равны 0,4 тыс. руб. В случае найма кандидатов на должность их дополнительное обучение составит:
для претендента А — 1,0 тыс. руб.;
для претендента Б — 2,5 тыс. руб.;
для претендента В — 3,0 тыс. руб.;
для претендента Г — 4,0 тыс. руб.
При реализации программы введения кандидатов в должность от организации-работодателя потребуются соответствующие затраты в размере: А -0,5 тыс. руб., Б - 1,5 тыс. руб., В - 1,5 тыс. руб., Г - 2,5 тыс. руб.
Лимит финансовых средств, отпускаемых руководством организации на единовременные затраты по приобретению и дальнейшему использованию персонала, равен 14,0 тыс. руб. на одного кандидата.
На основе этой информации необходимо определить, кого из претендентов предпочтет организация-работодатель, учитывая ограничения по финансовым ресурсам.
Для расчета рейтингов претендентов целесообразно построить табл. 17.
Затем следует систематизировать данные о затратах на приобретение персонала. Для этого рекомендуется построить табл. 18.
Далее необходимо сравнить объем затрат по каждому варианту обеспечения потребности в персонале с лимитом финансовых средств, выделяемых на единовременные затраты по приобретению и использованию персонала. На основании этого сравнения принимается решение о включении того или иного кандидата для дальнейшего рассмотрения. На заключительном этапе необходимо сопоставить общие рейтинги претендентов с финансовыми затратами по их приобретению и использованию. После этого принимается решение о предпочтении одного из кандидатов на должность.
Таблица 17- Расчет рейтингов претендентов
Порядковый номер показателя (согласно табл. 15)
|
Весовой Коэффи-циент показателя
| Претендент А | Претендент Б | Претендент В | Претендент Г | |||||
Оценка | Взвешенная оценка | Оценка | Взвешенная оценка | Оценка | Взвешенная оценка | Оценка | Взвешенная оценка | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 18- Затраты по найму персонала
Источники обеспечения потребности Виды затрат | Агент-ство по найму персо-нала
| Биржа труда
| Свободный рынок труда
| Учебное заведение
|
1. Договорные отношения 2. Маркетинговые исследования 3. Проведение отбора персонала 4. Наем персонала 5. Дополнительное обучение 6. Введение в должность |
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
Лимит финансовых средств |
|
|
|
|
- Федеральное агентство по образованию
- Содержание
- Глава 1. Система управления персоналом…………………………………7
- Глава 2. Организация найма и приема персонала, адаптация персонала43
- Глава 3. Деловая оценка персонала………………………………………87
- Глава 1. Система управления персоналом организации
- 1. Задачи, функции и технология системы управления персоналом
- Кадры, персонал предприятия – понятие, классификация и расчет.
- 3. Организационная структура системы управления персоналом
- Руководитель службы управления персоналом
- Руководитель организации
- Руководитель организации
- Руководитель организации
- Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом
- Пример: Описание работы по должности
- Методы управления персоналом
- Вопросы для обсуждения
- Методы управления персоналом
- Организационно-распорядительные (административные)
- Экономические
- Социально-психологические
- 8. Практические ситуации и задачи Ситуация - Функциональное разделение труда в аппарате управления организацией
- Задача 1 - Распределение численности специалистов между подразделениями службы управления персоналом
- Задача 2 - Расчет численности кадровой службы и построение оперограмм кадровых процедур
- Руководитель службы управления персоналом
- Глава 2 технология найма и отбора персонала
- Источники и организация найма и приема персонала.
- 2. Сущность процесса отбора персонала
- 5. Медицинский контроль
- 4. Проведение освидетельствования на профессиональную пригодность, включая деловые и личностные качества
- 2. Анализ рекомендаций и послужного списка
- 1. Оформление анкетных и автобиографических данных, анализ резюме
- Организация отборочного собеседования.
- 3. Управление адаптацией персонала
- 4. Адаптация руководителя-новичка
- 5. Вопросы для обсуждения
- 6. Практические ситуации и задачи Ситуация - Маркетинг персонала
- Деловая игра - Наем и отбор персонала
- Описание хода деловой игры
- Глава 3 деловая оценка персонала
- Понятие, принципы и методы проведения деловой оценки персонала
- Показатель:
- (Редко) (часто не (в основном) (с некоторыми (всегда) соблюдается) исключениями)
- Показатель оценки: сотрудничество
- 2. Оценка результативности деятельности руководителей и специалистов
- 3. Оценка деятельности кадровых служб
- Количество отобранных кандидатов
- Анкета по изучению причин текучести
- Аттестация персонала организации
- Аттестационный лист
- 5. Вопросы для обсуждения:
- 6.Практические ситуации и задачи Ситуация - Оценка результативности труда руководителей и специалистов
- Постановка задачи
- Методические указания
- 1. Расчет оценки профессиональных и личных качеств работника (п)
- Расчет оценки уровня квалификации работников (к)
- Пример 2
- 3. Расчет оценки сложности выполняемых работ (с)
- 4. Расчет результатов труда работников
- По табл. 32 определяется суммарный коэффициент-
- 5. Расчет комплексной оценки результатов труда и деловых качеств работников (д)
- Список литературных источников