logo search
Катькало_книга_Эволюция_теории_стратегического_управления

Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины

управления. Первыми весомыми свидетельствами становления такой традиции были институционализация научной работы в рамках новой парадигмы «стратегического управления» и про­никновение в исследования стратегий фирм стандартных мето­дов экономического анализа.

Символом зарождения качественно нового этапа в исследо­ваниях стратегий фирм была публикация в 1972 г. в первом сборнике Ученых записок Секции политики бизнеса и планиро­вания американской Академии менеджмента статьи Д. Шендела и К. Хаттена «Политика бизнеса или стратегическое управление: расширенная трактовка нарождающейся научной дисциплины» [Schendel, Hatten, 1972]. Эти ученые из университета Пурдью (США) выступили с предложением об изменении названия про­фильной области исследований с «политики бизнеса» (сохранив его за учебным курсом) на «стратегическое управление». Под данным термином, введенным ими в профессиональный и науч­ный оборот2, они понимали «управленческий процесс установле­ния и поддержания жизнеспособной взаимосвязи между органи­зацией и ее средой посредством следования избранным целям, а также экономически эффективного размещения ресурсов для поддержки основных программ и политик развития» [Schendel, Hatten, 1972, p. 100]. Новизна дефиниции состояла в трактовке формулирования и реализации стратегии как элементов единой концепции. Другим ключевым элементом подхода Шендела и Хаттена был призыв к отделению научной работы от практики стратегического управления, т. е. к переходу при его изучении от индуктивных методов, основанных лишь на анализе кейсов, к «более дедуктивным исследованиям».

2 Некоторые авторы (см., напр.: [Попов, 2003]) считают 1973 г., когда в г. Нэшвилл (США) была проведена первая международная конференция по стратегическому управлению, «официальным» годом его рождения. Такая трактовка истории вопроса представляется недостаточно правомерной: по­мимо факта пионерной статьи 1972 г. Шендела и Хаттена, аспирантура по стратегическому управлению под руководством Шендела действовала в уни­верситете Пурдью уже с 1969 г., и, кроме того, ведущие американские ком­пании (General Electric, IBM, Coca-Cola, Texas Instruments и ряд других) нача­ли практиковать стратегическое управление до 1973 г.

220

4.1. Начало позитивных исследований стратегий фирм

Новая парадигма исследований стратегий фирм, альтерна­тивная школам проектирования и планирования, быстро полу­чила поддержку даже среди классиков последней3, осознавших, что попытки компенсировать вызовы бизнес-среды 1970-х гг. лишь изощренностью моделей корпоративных планов только снижали возможности их последующей реализации. Ключевую роль в развитии исследований на основе парадигмы стратегиче­ского управления сыграла организованная Ч. Хофером и Д. Шен-делом конференция «Исследования в области политики бизнеса и планирования: состояние дел», проведенная в 1977 г. в Питтс-бургском университете4. Конференция была значима не только масштабом темы, но также составом участников и своими ре­зультатами: впервые собравшиеся практически все ведущие уче­ные в области стратегий из США и Европы пришли к выводу о важности парадигмы стратегического управления для повыше­ния качества исследований и преодоления дефицита свежих идей. Фактически данная конференция четко обозначила начало ново­го этапа теории стратегического управления.

В русле этого процесса было формирование к началу 1980-х гг. институционального каркаса научной дисциплины стратегического управления: профессиональных сообществ, ре­цензируемых журналов и профильной аспирантуры. Своего рода кульминацией этой тенденции стало создание в 1981 г. в Лондо­не международного Общества стратегического управления (Stra­tegic Management Society) как организации, объединяющей ме-

3 Одним из активных адвокатов (и претендентов на авторство) идеи стратегического управления сразу стал, например, Ансофф. Уже в 1976 г. вышла его (в соавторстве) книга «От стратегического планирования к стра­ тегическому менеджменту» [Ansoff et al., 1976], и последующие исследования говорят о его определенном отходе от инженерных трактовок стратегий фирм. Первым западным учебником по стратегиям фирм, опубликованным в СССР, был перевод (под редакцией Евенко) его «Стратегического управле­ ния» (по изданию 1984 г.) [Ансофф, 1989].

4 Опубликованный два года спустя сборник ее материалов под названи­ ем «Стратегическое управление: новое понимание политики бизнеса и пла­ нирования» (см.: [Hofer, Schendel, 1979]) затем долгое время был хрестома­ тией для исследователей стратегического управления.

221