9. Гос. Бюджет как основное звено финансовой системы
Совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации, образует финансовую систему. Финансовая система России делится на две подсистемы: общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов. Первые обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, вторые используются для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне. Общегосударственные финансы подразделяются на гос. бюджет, внебюджетные фонды, гос. кредит, фонды страхования и фондовый рынок. Финансы хозяйствующих субъектов включают в себя гос., муниципальные, частные, акционерные, арендные и общественные финансы.
Гос. бюджет. это имеющий силу закона финансовый план государства. Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. По своей экономической сущности госбюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении НД в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом. Гос. бюджет выполняет 2 функции:
1) распределительная функция проявляется в результате использования сконцентрированных у государства денежных средств на удовлетворение общественных потребностей;
2) контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и в каком объеме финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как они распределяются и используются.
Бюджет состоит из двух частей: доходы и расходы. Доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы используются на общегосударственные потребности. Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством России федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени. К неналоговым доходам относятся: доходы от использования государственного и муниципального имущества; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; прибыль Центрального банка.
Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Капитальными называются расходы бюджета, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. В зависимости от соотношения доходов и расходов бюджета возможны три финансовые ситуации: 1) дефицит бюджета (доходы меньше расходов); 2) бюджетный излишек или профицит (доходы больше расходов); 3) сбалансированный бюджет (доходы равны расходам).
Бюджетный дефицит может быть хроническим и краткосрочным. Хронический дефицит или долгосрочная несбалансированность бюджета связана с наличием разрыва между доходами и расходами на протяжении ряда лет. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если несоответствие доходов и расходов ограничивается рамками одного года. Бюджетный дефицит до 10% суммы доходом считается допустимым, а больше 20% - критическим. В случае превышения предельного уровня дефицита и значительного снижения поступления доходных источников в вводится механизм секвестра расходов. Секвестр означает, что необходимо произвести пропорциональное снижение расходов на определенное число процентов (5, 10, 15%) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени всего финансового года. Секвестру не подлежат статьи, называемые защищенными. Это расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание и т.д.
Основными мерами по снижению бюджетного дефицита являются переход от финансирования к кредитованию, постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям, снижение расходов на управление государством, изменение системы налогообложения, повышение роли местных бюджетов.
- 1.Экономическая теория
- 1. Рынок.
- 2. Законы спроса и предложения, их практическое применение
- 3.Рыночные структуры и поведение производителя
- 4. Рынок труда и безработица
- 5. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика
- 6. Государственное регулирование экономки: необходимость, сущность, формы, методы
- 7. Доходы населения и проблема бедности
- 8.Рынок ценных бумаг и его роль в функционировании рыночной экономики
- 9. Гос. Бюджет как основное звено финансовой системы
- 10. Сущность, функции и классификация кредита
- 2. Статистика
- 1. Методы определения средней численности населения. Естественное и механическое движение населения, их показатели
- 2. Статистика труд. Ресурсов.
- 3. Статистика численности работников
- 4. Статистика использование рабочего времени
- 5. Статистика производительности труда(пт).
- 6. Статистика оплаты труда.
- 7. Статистика оборотных средств.
- 8. Понятие системы национальных счетов (снс), основные классификации, категории и принципы построения снс.
- 9. Методы исчисления валового внутреннего продукта
- 10. Статистика финансовых результатов.
- 3. Экономика и социология труда
- 1. Социально-трудовые отношения.
- 2. Трудовой потенциал общества, организации, человека.
- 3. Организация и аттестация рабочих мест
- 4. Экономическая сущность организации труда.
- 5. Классификация методов исследования.
- 6. Функционально-стоимостной анализ (фса).
- 7. Проведение социологических исследований в сфере труда.
- 8. Социальные основы трудовой деятельности.
- 9. Аудит в трудовой сфере.
- 10. Трудовые показатели, факторы их определяющие.
- 4.Теория организации
- 1. Понятие, признаки и основные признаки организации
- 2.Основные подходы в теории организации
- 3. Основные принципы, законы и закономерности организационных систем
- 4. Понятие, виды и основные характеристики организационных структур управления
- 5.Основы менеджмента
- 2. Состав основных категорий менеджмента.
- 3. Понятие организация и законы ее развития.
- 4. Особенности управленческого труда.
- 5. Принципы менеджмента.
- 6. Природа и состав функций менеджмента.
- 7. Процесс регламентации функций мен-та.
- 8.Понятие и классификация структур управления.
- 9. Условия формирования и развития упр. Структур.
- 10. Методы управления.
- 11. Мотивация.
- 12. Решение.
- 13. Контроль реализации упр. Решений.
- 14. Понятие и сущность коммуникаций в менеджменте.
- 15. Профессиональная модель менеджера.
- 16. Необходимость и содержание проф. Подготовки менеджера.
- 17. Стиль работы менеджера.
- 18. Делегирование.
- 19. Авторитет менеджера.
- 20. Коллектив.
- 21. Формальные и неформальные группы.
- 22. Лидерство.
- 23. Самоменеджмент.
- 24. Эффективность управления.
- 6.Основы управления персоналом
- 7.Организационное поведение
- 4. Персональное развитие в организации
- 8.Инновационный менеджмент
- 1.Цели, функции подразделений служб уп по разработке и внедрению нововведений в кадровой работе
- 15. Виды орг. Структуры упр. Инновациями.
- 9. Мотивация трудовой деятельности
- 1. Мотивация трудовой деятельности как элемент и функции управления персоналом.
- 2. Стимулирование труда.
- 3. Материальное стимулирование.
- 4. Организация оплаты труда.
- 5. Эффективность трудового процесса.
- 10.Организация труда персонала