3. Основные принципы, законы и закономерности организационных систем
В состав основных законов входят 3 закона: синергии, самосохранения, развития. Все эти законы можно назвать системными (присущи любой системе).
Закон синергии. Синергия (в переводе с гр.) – взаимодействие, сотрудничество. Сущность: взаимодействие элементов усиливает (ослабляет) индивидуальные возможности каждого элемента системы. Если элементы не соответствуют друг другу, то возникает отрицательный синергетический эффект. Если же полное соответствие – то возникает положительный синергетический эффект.
Закон самосохранения. Направлен на обеспечение выживаемости организации как системы, на обеспечение её существования и функционирования «бесконечно длительного» времени, т.е. недопущения банкротства организации. Сущность закона состоит в том, что каждая организация должна максимально полно использовать (мобилизировать) свои внутренние ресурсы для постоянного противостояния разрушительному фактору внешних и внутренних факторов.
Закон развития. Учёт требований этого закона позволяет обеспечить постоянное развитие организации, т.е. постоянное увеличение потенциала организации, постоянное улучшение количественных и качественных показателей хозяйственной деятельности, постоянное ускорение темпов улучшения этих качеств. Сущность: каждая организация должна обеспечивать максимальный объем своего потенциала на каждой стадии жизненного цикла организации. В этом случае обеспечивается максимальные темпы движения организации. Чем полнее учитываются требования закона развития – тем выше уровень самосохранения, или чем полнее учитываются требования закона синергии, тем выше темпы развития организации.
Законы организации второго уровня: Закон информационной упорядоченности. Закона единства анализа и синтеза. Закона композиции и пропорциональности (гармонии).
Закон информационной упорядоченности. Руководство должно обеспечить свою организацию информацией на уровне конкурентоспособности с другими предприятиями.
Закон единства, анализа и синтеза. Сущность: организация должна регулярно осуществлять работу, направленную на анализ состояния. Параллельно с анализом осуществлять синтез. Декомпозиция – разделение целого на отдельные части, осуществляется для изучения отдельных частей в целом. Когда отдельный элемент системы выделен в самостоятельный объект, то возможность изучения свойств повышена.
Закон композиции. Сущность: если возникают отклонения в структурном построении организации – то это означает возникновение угрозы самому существованию организации, поэтому важной задачей аппарата управления является осуществление мероприятий, направленных на осуществление выявления диспропорции организации.
Принципы: статическая организация (включает стадию создания организации и стадию ликвидации); динамическая (стадия внедрения, рост, зрелость, насыщение, стабилизация, спад, крах).
Принципы статической организации: Принцип приоритетности целей организации относительно задач и функций этой организации. Принцип приоритета функций относительно структурного строения будущей организации. Принцип приоритетности субъекта относительно объекта. Принцип соответствия целей, задач и функций. Принцип единоначалия. Принцип прямоточности. Принцип синхронизации.
Принцип динамической организации: Принцип приоритетности относительно задач и функций. Принцип приоритета структуры организации относительно состава функций. Принцип приоритета объекта относительно субъекта. Принцип ресурсной обеспеченности. Принцип единоначалия. Прямоточности. Синхронизации.
- 1.Экономическая теория
- 1. Рынок.
- 2. Законы спроса и предложения, их практическое применение
- 3.Рыночные структуры и поведение производителя
- 4. Рынок труда и безработица
- 5. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика
- 6. Государственное регулирование экономки: необходимость, сущность, формы, методы
- 7. Доходы населения и проблема бедности
- 8.Рынок ценных бумаг и его роль в функционировании рыночной экономики
- 9. Гос. Бюджет как основное звено финансовой системы
- 10. Сущность, функции и классификация кредита
- 2. Статистика
- 1. Методы определения средней численности населения. Естественное и механическое движение населения, их показатели
- 2. Статистика труд. Ресурсов.
- 3. Статистика численности работников
- 4. Статистика использование рабочего времени
- 5. Статистика производительности труда(пт).
- 6. Статистика оплаты труда.
- 7. Статистика оборотных средств.
- 8. Понятие системы национальных счетов (снс), основные классификации, категории и принципы построения снс.
- 9. Методы исчисления валового внутреннего продукта
- 10. Статистика финансовых результатов.
- 3. Экономика и социология труда
- 1. Социально-трудовые отношения.
- 2. Трудовой потенциал общества, организации, человека.
- 3. Организация и аттестация рабочих мест
- 4. Экономическая сущность организации труда.
- 5. Классификация методов исследования.
- 6. Функционально-стоимостной анализ (фса).
- 7. Проведение социологических исследований в сфере труда.
- 8. Социальные основы трудовой деятельности.
- 9. Аудит в трудовой сфере.
- 10. Трудовые показатели, факторы их определяющие.
- 4.Теория организации
- 1. Понятие, признаки и основные признаки организации
- 2.Основные подходы в теории организации
- 3. Основные принципы, законы и закономерности организационных систем
- 4. Понятие, виды и основные характеристики организационных структур управления
- 5.Основы менеджмента
- 2. Состав основных категорий менеджмента.
- 3. Понятие организация и законы ее развития.
- 4. Особенности управленческого труда.
- 5. Принципы менеджмента.
- 6. Природа и состав функций менеджмента.
- 7. Процесс регламентации функций мен-та.
- 8.Понятие и классификация структур управления.
- 9. Условия формирования и развития упр. Структур.
- 10. Методы управления.
- 11. Мотивация.
- 12. Решение.
- 13. Контроль реализации упр. Решений.
- 14. Понятие и сущность коммуникаций в менеджменте.
- 15. Профессиональная модель менеджера.
- 16. Необходимость и содержание проф. Подготовки менеджера.
- 17. Стиль работы менеджера.
- 18. Делегирование.
- 19. Авторитет менеджера.
- 20. Коллектив.
- 21. Формальные и неформальные группы.
- 22. Лидерство.
- 23. Самоменеджмент.
- 24. Эффективность управления.
- 6.Основы управления персоналом
- 7.Организационное поведение
- 4. Персональное развитие в организации
- 8.Инновационный менеджмент
- 1.Цели, функции подразделений служб уп по разработке и внедрению нововведений в кадровой работе
- 15. Виды орг. Структуры упр. Инновациями.
- 9. Мотивация трудовой деятельности
- 1. Мотивация трудовой деятельности как элемент и функции управления персоналом.
- 2. Стимулирование труда.
- 3. Материальное стимулирование.
- 4. Организация оплаты труда.
- 5. Эффективность трудового процесса.
- 10.Организация труда персонала