8.Рынок ценных бумаг и его роль в функционировании рыночной экономики
Рынок ценных бумаг, часто называемый фондовым рынком, входит как элемент в систему финансового рынка. Задачей: привлечение инвестиций, определяющих возможности долгосрочного экономического развития. Фондовый рынок является одним из важнейших инструментов государственной бюджетной политики.
Рынок ценных бумаг делится первичный и вторичный. На первичном рынке размещаются новые выпуски ценных бумаг, эмитентами которых являются корпорации, правительство, муниципальные органы. Ценные бумаги могут размещаться путем прямого обращения эмитента, то есть лица, выпустившего эти ценные бумаги, к инвесторам или через посредников. На вторичном рынке происходят сделки-купли-продажи ранее приобретенных ценных бумаг. Вторичный рынок состоит из биржевого и внебиржевого оборота. Биржевой рынок – это торговля ценными бумагами на фондовых биржа, а внебиржевой рынок – это торговля ценными бумагами, минуя фондовую биржу. Фондовая биржа-биржевым рынком. К торгам на бирже допускаются только профессиональные участники рынка, прошедшие специальную аккредитацию на бирже. Остальные участники рынка могут принять участие в торгах, подавая заявку члену биржи. Членство на бирже служит предметом купли-продажи. Цена биржевого места зависит от спроса и предложения. Посредник на фондовой бирже называется брокером. Он действует за счет клиента на основании договора поручения или комиссии. В качестве брокера обычно выступает брокерская компания. Брокерские функции может выполнять и физическое лицо, если зарегистрируется в качестве предпринимателя. За оказанные услуги брокер получает комиссионные.
Ценные бумаги, продаваемые и покупаемые на фондовой бирже, должны пройти процедуру листинга, то есть быть допущены к торгам комитетом по листингу, имеющемуся на бирже. Допуск ценных бумаг к обращению на фондовой бирже осуществляется на основе специальной аудиторской проверки. Ценные бумаги, не внесенные в листинг, продаются на внебиржевом, «уличном» рынке.
В соответствии с российским законодательством фондовая биржа является некоммерческой организацией. Все биржевые сделки заключаются только в помещении биржи с обязательной их регистрацией и доведением информации до участников торгов. Роль фондовых бирж многогранна: 1) они стимулируют привлечение и накопление капитала, включая иностранный капитал; 2) регулируют инвестиционные и инфляционные процессы; 3) открывают возможности для финансирования предприятий путем эмиссии различных ценных бумаг.
Как инструмент государственной финансовой политики рынок государственных ценных бумаг выполняет следующие функции: 1) финансирование дефицита бюджетов органов власти разных уровней 2) финансирование конкретных проектов; 3) регулирование объема денежной массы, находящейся в обращении; 4) поддержание ликвидности финансово-кредитной системы; 5) некоторые вспомогательные функции – например, государственные ценные бумаги сыграли важную роль в российской приватизации.
На внебиржевом рынке функции посредников выполняют инвестиционные банковские фирмы, а также специализированные компании. Посредника называют дилером. Он совмещает функции брокера и специалиста. Он совершает сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет. В качестве дилера может выступать только юридическое лицо. Здесь курс ценных бумаг определяется случайно, а не в результате спроса и предложения. Внебиржевой рынок может быть организованным и неорганизованным. Организованный внебиржевой рынок основывается на компьютерных системах связи, торговли и обслуживания по ценным бумагам.
Согласно ГК РФ (ст.142), «ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении». Ценная бумага выполняет ряд функций:
1) перераспределяет денежные средства между отраслями и сферами экономики, между территориями и странами, между группами и слоями населения, между населением и сферами экономики, между населением и государством;
2) предоставляет определенные дополнительные права ее владельцам наряду с правом на капитал, например, право на участие в управлении, соответствующую информацию, первоочередность в определенных ситуациях;
Акция – ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом, отражающая долю инвестора в уставном капитале общества и дающая право владельцу на получение определенного дохода из прибыли общества, то есть дивиденда. Наиболее распространены обыкновенные и привилегированные акции. Обыкновенная акция дает право на один голос на собрании акционеров и право получения дивиденда. Привилегированная акция права голоса не дает, но зато гарантирует доход независимо от финансовых результатов деятельности акционерного общества. В процессе приватизации были выпущены золотые акции. Они выпускаются по одной на предприятие, остаются в собственности государства и дают право решающего голоса в течение определенного срока при принятии некоторых решений на собрании акционеров. Существует несколько различных и обычно неравных оценок стоимости акции:
1) номинальная цена – показывает, какая часть стоимости уставного капитала приходится на данную акцию;
2) балансовая стоимость – показывает, сколько в денежном выражении чистых активов предприятия приходится на одну акцию согласно его балансу;
3) ликвидационная цена – равна сумме, приходящейся на данную акцию в случае продажи имущества предприятия при его ликвидации;
4) рыночная или курсовая цена – складывается при вторичном обращении под воздействием рыночных факторов.
Облигация – это долговое обязательство на возврат вложенной денежной суммы через установленный срок с уплатой или без уплаты определенного дохода. Облигация является аналогом кредита. Она дает преимущественное право при выплате дохода или возвращения вложенных средств в случае банкротства или ликвидации эмитента. В России рынок облигаций представлен в основном государственными ценными бумагами – это государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Облигации, как и акции, могут иметь несколько цен: номинальную, цену продажи, цену выкупа (погашения) и курсовую цену.
Вексель – это долговое обязательство, составленное по установленной законом форме и дающее его владельцу безусловное право требовать заранее оговоренную сумму по истечении указанного срока. Имеется несколько видов векселей:
1) простой вексель – составляется должников и содержит его обязательство выплатить обозначенную сумму кредитору;
2) переводной вексель (тратта) – составляется кредитором и содержит приказ должнику об уплате обозначенной суммы предъявителю векселя;
3) дружеский вексель – вексель, за которым не стоит никакой сделки. Он выписывается для проведения различных мошенничеств, например взятие кредита под залог такого лжевекселя, оплата товаров векселем.
По срокам платежа векселя могут быть:
1) оплачиваемые по предъявлении;
2) оплачиваемые через какой-то срок от времени предъявления или от времени составления;
3) оплачиваемые на определенную дату.
- 1.Экономическая теория
- 1. Рынок.
- 2. Законы спроса и предложения, их практическое применение
- 3.Рыночные структуры и поведение производителя
- 4. Рынок труда и безработица
- 5. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика
- 6. Государственное регулирование экономки: необходимость, сущность, формы, методы
- 7. Доходы населения и проблема бедности
- 8.Рынок ценных бумаг и его роль в функционировании рыночной экономики
- 9. Гос. Бюджет как основное звено финансовой системы
- 10. Сущность, функции и классификация кредита
- 2. Статистика
- 1. Методы определения средней численности населения. Естественное и механическое движение населения, их показатели
- 2. Статистика труд. Ресурсов.
- 3. Статистика численности работников
- 4. Статистика использование рабочего времени
- 5. Статистика производительности труда(пт).
- 6. Статистика оплаты труда.
- 7. Статистика оборотных средств.
- 8. Понятие системы национальных счетов (снс), основные классификации, категории и принципы построения снс.
- 9. Методы исчисления валового внутреннего продукта
- 10. Статистика финансовых результатов.
- 3. Экономика и социология труда
- 1. Социально-трудовые отношения.
- 2. Трудовой потенциал общества, организации, человека.
- 3. Организация и аттестация рабочих мест
- 4. Экономическая сущность организации труда.
- 5. Классификация методов исследования.
- 6. Функционально-стоимостной анализ (фса).
- 7. Проведение социологических исследований в сфере труда.
- 8. Социальные основы трудовой деятельности.
- 9. Аудит в трудовой сфере.
- 10. Трудовые показатели, факторы их определяющие.
- 4.Теория организации
- 1. Понятие, признаки и основные признаки организации
- 2.Основные подходы в теории организации
- 3. Основные принципы, законы и закономерности организационных систем
- 4. Понятие, виды и основные характеристики организационных структур управления
- 5.Основы менеджмента
- 2. Состав основных категорий менеджмента.
- 3. Понятие организация и законы ее развития.
- 4. Особенности управленческого труда.
- 5. Принципы менеджмента.
- 6. Природа и состав функций менеджмента.
- 7. Процесс регламентации функций мен-та.
- 8.Понятие и классификация структур управления.
- 9. Условия формирования и развития упр. Структур.
- 10. Методы управления.
- 11. Мотивация.
- 12. Решение.
- 13. Контроль реализации упр. Решений.
- 14. Понятие и сущность коммуникаций в менеджменте.
- 15. Профессиональная модель менеджера.
- 16. Необходимость и содержание проф. Подготовки менеджера.
- 17. Стиль работы менеджера.
- 18. Делегирование.
- 19. Авторитет менеджера.
- 20. Коллектив.
- 21. Формальные и неформальные группы.
- 22. Лидерство.
- 23. Самоменеджмент.
- 24. Эффективность управления.
- 6.Основы управления персоналом
- 7.Организационное поведение
- 4. Персональное развитие в организации
- 8.Инновационный менеджмент
- 1.Цели, функции подразделений служб уп по разработке и внедрению нововведений в кадровой работе
- 15. Виды орг. Структуры упр. Инновациями.
- 9. Мотивация трудовой деятельности
- 1. Мотивация трудовой деятельности как элемент и функции управления персоналом.
- 2. Стимулирование труда.
- 3. Материальное стимулирование.
- 4. Организация оплаты труда.
- 5. Эффективность трудового процесса.
- 10.Организация труда персонала