logo search
Ответы к Госам 2012-13

7. Особенн процессного, ситуационного, системного подходов в менеджменте

Процессный подход предполагает рассматривать управление как процесс, состоящий из ряда функций. Большинство авторов выделяют четыре функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль.Функция планиров предп нахождение решения о том, какими должны быть цели фирмы и что должны делать работники для достижения ее цели. Планирование должно является непрерывным процессом в связи с быстрым изменением внешней среды. Функция организации предполагает создание структур, обеспечивающих выполн работы.Мотивация – это процесс побуждения себя и других в деятельности для достижения личных целей или целей организации. В древности в качестве средства мотивации могло применяться физическое воздействие, но по мере усложнения работы повышается роль сначала материального, а затем и морального вознаграждения.Функция контроля связана с обеспечением достижения фирмой поставленной цели. Следует выделить также подход, предложенный В.Ш. Раппортом, который выделил следующие функции управления:-целее указание;-нормирование;-планирование;-исполнение;-учет;-контроль;-анализ;-диспетчирование;-регулирование;-отчетность;-стимулирование.-При этом учет следует понимать как фиксацию фактов. Контроль как сопоставление учетных данных с плановыми данными. Анализ как установление, причин и виновников отклонений от плановых величин. Диспетчирование- как коррекцию исполнения в целях удержания его в заданных планом границах регулирования как коррекцию планов, норм и даже целей в случае необходимости.Системный подход представляет собой образ мышления по отношению к фирме и управлению. Система ‑ отражение в сознании наблюдателя свойств совокупности элементов и отношений между ними, выделенных с определенной целью. Элемент – это наименьшая составная часть системы с точки зрения решаемой задачи. Отношение – это ограничение свободы элементов. Среда – это совокупность всех объектов, изменение свойств, которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы.Выделение системы из среды весьма условно, а сложный характер системы предполагает использование моделей. Фирма представляет собой открытую систему, выживание, которой во многом зависит от внешней среды, поэтому она должна постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям. Любая система является подсистемой для системы более высокого уровня и в свою очередь состоит из подсистем..Преимущество системного подхода заключается в облегчении построения моделей сложных объектов, в том числе и математических. Рассел Акофф полагает, что фирмы и организации создаются людьми для достижения своих целей более рациональными способностями и направлены на выполнение следующих общественных функций:-истина заключается в стимулировании производства знаний и информации для выбора наиболее эффективных средств достижения результатов;-изобилие направлено на обеспечение людей физическими и духовными ресурсами;-добро направлено на предотвращение конфликтов между целями одного человека и конфликтов между людьми;-красота предполагает постоянный процесс совершенс человека.Ситуационный подход основывается на предположении, что для решения проблем фирмы в конкретный период времени не может быть универсального метода, поэтому необходимо осуществить выбор требуемого метода в конкретной ситуации. Особое внимание менеджеров должно быть сконцентрировано на отношении между внешней и внутренней средой организации. В ситуационном подходе выделяют три основных вида ограничений: технологические, человеческие, ограничения в постановке задач.Технологич ограничения определяются типом и гибкостью средств производства организации. В случае изменения производственных систем требуются значительный капитальные затраты и длительный период времени.Челове огранич отражают способн людей благожелательно воспринимать предлагаемые решения. Организация в постановке задач предполагает возможность использования ресурсов в различных целях. Успех или неудача ситуационного подхода в значительной степени определяется способностью менеджмента выделить основные факторы, влияющие на достижение результата.