logo search
Катькало_книга_Эволюция_теории_стратегического_управления

Глава 2. Методология и периодизация тсу

рии трансакционных издержек Уильямсона, новая теория ди­версификации Тиса с применением экономической теории рос­та фирмы Пенроуз. Но именно в рамках ресурсного подхода «управленческое расширение» перевесило чисто экономическую часть аналитического базиса исследований стратегий, когда впер­вые была дана управленческая интерпретация типичных эконо­мических понятий «ресурсы» и «ренты» и в анализ фирмы вве­дено понятие ее организационных способностей. Затем концеп­ция динамических способностей усилила этот «дисбаланс» за счет вопросов организационного обучения, предприниматель­ства и лидерства.

Наконец, развитие ресурсного подхода и его ответвлений (концепции динамических способностей и концепции интеллек­туального потенциала фирмы) привнесло новое качество и в само толкование экономических рент в теории стратегического управления. В настоящее время она оперирует их большим набо­ром, включая чемберлианские, рикардианские, шумпетерианские и их разновидности, причем каждый тип рент сообразен специ­фике конкретной концепции стратегий фирм, адекватной опре­деленному режиму конкуренции. В частности, один из новейших типов рент — отношенческие ренты — начал анализироваться в рамках концепции сетевых межфирменных структур.

Итак, автор довольно подробно остановился на характери­стике того рубежного этапа в эволюции теории стратегическо­го управления, который был связан с созданием ресурсного подхода, поскольку он имел решающее значение для перехода этой теории от развития за счет заимствований идей и техник анализа из других наук к продуцированию явно оригинальных аналитических построений. Эта логика поэтапного обретения исследованиями стратегий статуса отдельной научной дисцип­лины, развивающейся на собственной основе, подробно пред­ставлена в табл. 2.8.36 На основе авторской концепции эволю­ции теории стратегического управления можно выделить в ее более чем 40-летней истории три основных этапа, имевших ме­сто в XX в., и утверждать о зарождении в начале XXI в. следу-

Ранний вариант данной таблицы см. в [Катькало, 2003в].

152

2.4. Концепция эволюции теории стратегического управления

ющего, четвертого этапа. Далее кратко раскроем основные осо­бенности этих четырех этапов.

Первый этап, характеризуемый как доаналитический, охва­тывает 1960-е и первую половину 1970-х гг. В данный период преобладали индуктивные методы исследований и выводы уче­ных были, как правило, нормативными, однако именно тогда на­чалось формирование «концептуального ядра» теории стратеги­ческого управления. К числу вошедших в него идей относятся: 1) о необходимости учета как внутренних, так и внешних факто­ров стратегий фирмы; 2) об эффективной «состыковке» фирмы с внешней средой как сути ее стратегии (в рамках этой концеп­ции были введены понятия стратегии фирмы, корпоративной стратегии и стратегического планирования); 3) о важнейшей роли менеджмента в экономических результатах фирм. Домини­рующей школой стратегий в этот период была школа планиро­вания с характерным для нее акцентом на рациональность кор­поративных плановиков (и в этом смысле — на административ­ные аспекты стратегий). Относительно дихотомии внутреннего/ внешнего факторов стратегий — преобладало понимание при­оритета внутреннего фактора, однако, в отличие от его будущих трактовок, он не рассматривался в контексте экономических рент (которые вообще пока не обсуждались), и под ним понимался лишь сравнительный анализ сильных и слабых сторон фирмы. Свидетельством незрелости многих концепций этого периода был также разрыв между содержанием и процессом стратегий, а их контекст практически не учитывался. Таким образом, на этом этапе были сформулированы некоторые исходные концепции стратегического управления, однако пока эти исследования выпа­дали из традиции научного анализа.

Отличительная особенность второго этапа (середина 1970-х — 1980-е гг.) состоит в становлении новой научной дисцип­лины стратегического управления. Оценка автора созвучна приня­тому в современной литературе датированию серединой 1970-х гг. начала перехода исследований стратегий фирм в это качественно новое состояние [Rumelt et al., 1994; Baum, Dobbin, 2000]. В этот период разработки вопросов стратегий фирм серьезно дистанци­ровались от их раннего этапа и стали опираться в теоретическом

153