Государственное регулирование на автомобильном
транспорте в условиях рыночной экономики
Транспорт является важнейшим элементом производственной инфраструктуры и находится в «блоке» с другими инфраструктурными отраслями: энергетикой, связью, материально-техническим снабжением, которые при любом экономическом механизме являются объектом постоянного контроля со стороны государства.
Развитие рыночных отношений и ликвидация системы прямого административного управления предполагает трансформацию системы государственного регулирования транспортом. При регулировании транспортного рынка государство сочетает экономические и административные методы воздействия на работу транспорта, осуществляя регулирование, как в долговременном аспекте, так и в режиме оперативных воздействий.
Необходимо контролировать деятельность транспортных предприятий, находящихся в условиях «естественной монополии». Например, естественным транспортным монополистом может быть автотранспортное предприятие, размещенное в районе области, где нет других крупных автовладельцев.
Исключительно важное значение на транспорте для нормального функционирования рыночной экономики имеет контроль ценообразования. В условиях свободных цен рост транспортных тарифов вызывает немедленное повышение стоимости всех товаров и услуг, требующих транспортного обеспечения. Поэтому рост транспортных тарифов является одним из факторов общего роста цен и развития инфляционных процессов. Что же касается тарифов на перевозку пассажиров, то их уровень является одним из наиболее существенных показателей общего уровня жизни населения. В этой связи государственный контроль ценообразования на транспорт обязателен и должен быть направлен, прежде всего, на ограничение неоправданного роста стоимости перевозок.
Только государственные органы в состоянии устанавливать и контролировать единые нормы, стандарты и правила в области охраны окружающей среды, безопасности движения, условий труда на транспорте, а также единые технические стандарты.
Необходимость государственного регулирования транспортной деятельности объясняется следующими причинами:
необходимостью эффективного транспортного обеспечения ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также возникающей потребности в концентрации транспортных ресурсов для осуществления срочных экономических акций общегосударственного значения и т.д.;
международным характером транспортной деятельности и необ-ходимостью контроля соблюдения соответствующих межправительственных соглашений;
необходимостью получения для транспортного строительства значительных кредитов, которые во многих случаях способно предоставить или обеспечить своим поручительством только правительство;
важнейшей ролью транспорта в системе обороны страны, которая во всех случаях контролируется государством.
Таким образом, государственное регулирование транспортной деятельностью является, независимо от особенностей действующей экономической системы, объективной необходимостью. А если транспортный и товарный рынки страны не сбалансированы это приводит к неравновыгодности различных видов транспортной деятельности и угрозе срыва обслуживания отдельных групп потребителей транспортных услуг. Система государственного регулирования транспортного рынка должна включать достаточно жесткие административные рычаги.
Основной целью любых мер по регулированию транспортной деятельности является обеспечение достаточного по объему и удовлетворительного по качеству транспортного обслуживания клиентуры и населения.
- Л.А. Бердников, н.А. Кузьмин
- Введение
- Лицензирование в сфере производства и эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
- Лицензирование как метод государственного регулирования
- Государственное регулирование на автомобильном
- Формы и методы государственного регулирования
- Разделение перевозочного рынка на сектора
- Сектора транспортного рынка и их конкретизация
- Анализ развития секторов транспорта
- Формирование мер по регулированию перевозочной деятельности
- 1.2.1. Оформление лицензии
- 1.2.2. Отказ в получении лицензии
- 1.2.3. Права и обязанности лицензиата
- 1.2.4. Административная ответственность за правонарушения лицензиата
- 1.3. Лицензирование и экология
- Экологические требования для автопредприятий по группам
- 1.4. Лицензирование перевозок транспортными и транспортно-технологическими машинами
- 1.4.1. Обеспечение безопасности движения при перевозках
- 1.4.2. Аттестация автоперевозчиков и руководителей
- 1.4.3. Перевозка пассажиров и грузов в рф и в международном сообщении Документальное обеспечение. Грузовые перевозки
- Пассажирские перевозки в пределах рф
- 1.4.4. Особенности перевозки опасных грузов
- 1.4.5. Порядок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов
- 1.4.6. Перевозка пищевых продуктов
- 1.5. Регулирование деятельности автозаправочных станций
- 1.6. Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств
- Сертификация в сфере производства и
- 2.1.2. Система сертификации гост р
- Госстандарт России Национальный орган по сертификации
- Изготовители продукции
- 2.1.3. Общие правила и рекомендации по сертификации в рф
- Схемы сертификации продукции в Российской Федерации
- 2.1.4. Аккредитация испытательных лабораторий
- 2.1.5. Эксперты в Системе сертификации и требования к ним
- Сертификация услуг
- Возможные схемы сертификации услуг
- Правовые нормы применения знаков соответствия при сертификации
- Транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
- 2.2.1. Структура, состав, функции, права, условия, область применении сертификации
- Типы т и ттм в области автомобильного транспорта
- 2.2.2. Порядок сертификации машин
- 2.2.3. Испытания машин на соответствие активной, пассивной и послеаварийной безопасности
- Требования стандартов к тормозным системам т и ттм
- Нормы и требования эффективности тормозных систем т и ттм (тормозной путь, м / замедление, м/с2)
- Условия испытаний т и ттм на устойчивость и управляемость
- 2.2.4. Оценка динамичности и топливной экономичности
- Характерный ездовой испытательный цикл автомобилей
- 2.2.5. Испытания на вредные выбросы отработавших газов
- Соотношение основных компонентов вредных выбросов в двс
- Испытания на шумность
- Транспортных и транспортно-технологических
- 2.3.1. Сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту машин и оборудования
- 2.3.2. Аккредитация органов по сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту
- Виды и порядок проведения сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту
- Требования к схемам сертификации услуг по то и ремонту т и ттмо
- 2.3.4. Сертификация запасных частей и принадлежностей
- Библиографический список
- Леонид Анатольевич Бердников