1.4.4. Особенности перевозки опасных грузов
Порядок перевозки опасных грузов Т и ТТМ по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы, определен «Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденными приказом Министерства транспорта РФ № 73 от 8 августа 1995 г., Руководством по организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом (РД 3112199-0199-96), утвержденным Департаментом автомобильного транспорта Министерства транспорта РФ 08.02.96 г. и приказом Министерства транспорта РФ №76 от 13.10.99 г. «О мерах по совершенствованию государственного регулирования международных автомобильных перевозок опасных грузов по территории РФ».
Международные перевозки опасных грузов, в том числе экспортно-импортные перевозки опасных грузов по территории РФ, осуществляются с соблюдением норм и правил, установленных международными конвенциями и соглашениями, участником которых является Россия. Перечень соответствующих нормативных документов следующий: «Европейское Соглашение о международной договорной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ) от 29 января 1968 г.; Постановление Правительства РФ №76 от 03.02.1994 г. «О присоединении РФ к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов»; Приказ Министерства транспорта РФ №44 от 17.04.2007 г. «Об утверждении Порядка выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов»; Распоряжение ФСНСТ №ГК 15 ФС от 09.01.2008 г. «Об утверждении инструкции о порядке выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов по территории РФ».
К опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Они распределяются на 9 классов.
Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются по ГОСТ 19433-88 (1996) на классы, категории и группы.
К особо опасным грузам относятся вещества и материалы с физико-химическими свойствами высокой степени опасности.
Перевозка опасных грузов Т и ТТМ осуществляется на основании договора перевозки, заключаемого в соответствии с действующим законодательством.
Опасные грузы должны перевозиться только специальными и (или) специально приспособленными для этих целей Т и ТТМ, которые должны быть изготовлены в соответствии с действующими нормативными документами.
Для получения разрешения на осуществление деятельности по перевозке опасных грузов заявитель представляет в органы внутренних дел (кроме документов, предусмотренных для обычных перевозок): свидетельство о непрерывном стаже работы водителями АТС данной категории (не менее 3 лет); свидетельство о прохождении имии специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов; документы, свидетельствующие о технической возможности Т и ТТМ осуществлять перевозки конкретных видов опасных грузов. В заявлении обязательно указываются виды опасных грузов, на перевозку которых запрашивается разрешение.
При осуществлении международных перевозок опасных грузов владелец Т и ТТМ получает на каждую перевозку, осуществляемую по территории иностранного государства, специальное разрешение, выдаваемое компетентным органом этого государства в порядке, установленном межправительственным соглашением о международном автомобильном сообщении между этим государством и РФ. Свидетельство о допуске Т и ТТМ к перевозке опасных грузов выдается подразделениями ГИБДД МВД России по месту регистрации транспортного состава после технического осмотра Т и ТТМО.
При перевозке Т и ТТМ особо опасных грузов грузоотправитель (грузополучатель) должен получить разрешение на перевозку от органов внутренних дел по месту его нахождения. Для этого он подает в органы внутренних дел заявление с указанием в нем наименования опасного груза, количества предметов и веществ, маршрута перевозки, лиц, ответственных за перевозку, и (или) лиц, охраняющих груз в пути следования.
К заявлению прилагаются следующие документы:
аварийная карточка системы информации об опасности;
маршрут перевозки, разработанный автотранспортной организацией и согласованный с грузоотправителем (грузополучателем);
свидетельство о допуске транспортного состава к перевозке опасных грузов.
Отметку о разрешении транспортировки особо опасного груза производят на бланке маршрута перевозки (в правом верхнем углу), с указанием срока действия разрешения.
Разрешение выдается на одну или несколько идентичных перевозок, а также на партию грузов, перевозимых по установленному маршруту, на срок не более шести месяцев.
В соответствии с действующим законодательством разрешение на перевозку ядерных материалов и радиоактивных веществ выдается органами Госатомнадзора России.
Перевозка особо опасных грузов допускается при надлежащей охране и обязательно в сопровождении ответственного лица – представителя грузоотправителя (грузополучателя), знающего свойства опасных грузов и умеющего обращаться с ними.
Необходимость сопровождения специалистами других опасных грузов, не отнесенных к особо опасным грузам, определяет грузоотправитель (грузополучатель).
В тех случаях, когда по договору перевозки грузов Т и ТТМ сопровождение опасного груза возлагается на водителя Т и ТТМ, последний должен быть проинструктирован грузоотправителем (грузополучателем) перед отправкой груза по правилам обращения с грузом и его перевозки.
В обязанности ответственного лица за сопровождение опасного груза во время транспортировки входят:
сопровождение и обеспечение охраны груза от места отправления до места назначения;
инструктаж сотрудников охраны и водителей Т и ТТМ;
внешний осмотр (проверка правильности упаковки и маркировки груза) и приемка опасных грузов в местах получения груза;
наблюдение за погрузкой и креплением груза;
соблюдение правил безопасности во время движения и стоянки Т и ТТМ;
организация мер личной безопасности персонала, осуществляющего перевозку, и общественной безопасности;
сдача грузов по прибытии на место назначения.
При разработке маршрута транспортировки опасных грузов автотранспортная организация должна руководствоваться основными требованиями:
маршрут транспортировки не должен проходить через крупные населенные пункты, зоны отдыха, заповедники и т.п.;
вблизи маршрута транспортировки не должны находиться важные крупные промышленные объекты, зрелищные, культурно-просвети-тельные, учебные, дошкольные и лечебные учреждения;
на маршруте транспортировки должны быть предусмотрены места стоянок транспортных средств и заправок топливом.
Выбранный маршрут подлежит согласованию с территориальными подразделениями ГИБДД МВД России в следующих случаях:
при перевозке особо опасных грузов;
при перевозке опасных грузов в сложных дорожных и метеороло-гических условиях, а также в условиях недостаточной видимости;
при перевозке, выполняемой колонной более трех транспортных средств, следуемых от места отправления до места назначения.
Для согласования маршрута транспортная организация (кроме самого маршрута перевозки) представляет свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза, а для особо опасных грузов – дополнительно специальную инструкцию на перевозку груза, разработанную грузоотправителем (грузополучателем), и разрешение на транспортировку груза, выданное территориальным органом МВД РФ.
Принятие опасного груза к перевозке осуществляется автотранспортной организацией при предъявлении грузоотправителем паспорта безопасности вещества по ГОСТ Р 12.1.052-97 ССБТ «Информация о безопасности веществ и материалов (Паспорт безопасности). Основные положения. Информация по обеспечению безопасности при производстве, применении, хранении, транспортировке, утилизации». Кроме того, водитель должен проверить наличие на таре специальной маркировки, которая проводится в соответствии с ГОСТ 19433-88 и ДОПОГ.
Автопредприятия, выполняющие перевозку опасных грузов, и грузоотправители (грузополучатели) обеспечивают систему информации об опасности (СИО), включающей в себя основные элементы:
информационные таблицы для обозначения класса перевозимого груза;
аварийную карточку для определения мероприятий по ликвидации аварий или инцидентов и их последствий;
информационную карточку для расшифровки кода экстренных мер, указанных на информационной таблице;
специальную окраску и надписи на Т и ТТМ.
При перевозке: метанола Т и ТТМО (цистерна) окрашивается в оранжевый цвет с черной полосой и оранжевой надписью на обечайке «Метанол-яд!»; аммиака – цвет Т и ТТМО любой и подпись «Аммиачная вода. Огнеопасно»; веществ, выделяющих при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы – в синий цвет и на Т и ТТМО наносится надпись «Огнеопасно»; самовозгорающихся веществ – нижняя часть транспортного средства окрашивается в красный цвет, верхняя в белый, и наносится надпись черного цвета «Огнеопасно»; легковоспламеняющихся веществ – в оранжевый цвет и наносится надпись «Огнеопасно»; веществ, поддерживающих горение – в желтый цвет и наносится двойная надпись «Огнеопасно»; едких веществ – в желтый цвет с черной полосой на обечайке и надписью желтым цветом «Едкое вещество».
Контроль за погрузочно-разгрузочными операциями опасных грузов ведет ответственное лицо – представитель грузоотправителя (грузополучателя), сопровождающий груз. Работы выполняются на специально оборудованных постах.
Ограничение скорости движения Т и ТТМ при перевозке опасных грузов устанавливается ГИБДД МВД России с учетом конкретных дорожных условий при согласовании маршрута перевозки. Перевозка особо опасных грузов осуществляется с автомобилем сопровождения, оборудованным проблесковым маячком оранжевого и желтого цветов.
Стоянки для отдыха водителей разрешаются в специально отведенных для этого местах, расположенных не ближе чем в 200 м от жилых строений и мест скопления людей. Запас хода Т и ТТМ, перевозящих опасный груз без дозаправки топливом в пути, должен быть не менее 500 км. Дозаправка топливом может производиться из передвижной АЗС в местах, отведенных для стоянок.
Водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе следующие транспортные документы:
лицензионную карточку на транспортное средство с отметкой «Перевозка ОГ» (ОГ – опасный груз);
путевой лист с указанием маршрута перевозки и отметкой «Опасный груз», выполненной красным цветом в верхнем левом углу и указанием в графе «Особые отметки» № груза по списку ООН;
свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов;
аварийную карточку системы информации об опасности;
товарно-транспортную накладную;
адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку дежурных частей органов ГИБДД МВД России, расположенных по маршруту движения.
Персонал, сопровождающий Т и ТТМ, перевозящую опасный груз (экспедитор, охрана, дозиметрист и др.), обязан иметь свидетельство, удостоверяющее их право на сопровождение опасных грузов по данному маршруту.
- Л.А. Бердников, н.А. Кузьмин
- Введение
- Лицензирование в сфере производства и эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
- Лицензирование как метод государственного регулирования
- Государственное регулирование на автомобильном
- Формы и методы государственного регулирования
- Разделение перевозочного рынка на сектора
- Сектора транспортного рынка и их конкретизация
- Анализ развития секторов транспорта
- Формирование мер по регулированию перевозочной деятельности
- 1.2.1. Оформление лицензии
- 1.2.2. Отказ в получении лицензии
- 1.2.3. Права и обязанности лицензиата
- 1.2.4. Административная ответственность за правонарушения лицензиата
- 1.3. Лицензирование и экология
- Экологические требования для автопредприятий по группам
- 1.4. Лицензирование перевозок транспортными и транспортно-технологическими машинами
- 1.4.1. Обеспечение безопасности движения при перевозках
- 1.4.2. Аттестация автоперевозчиков и руководителей
- 1.4.3. Перевозка пассажиров и грузов в рф и в международном сообщении Документальное обеспечение. Грузовые перевозки
- Пассажирские перевозки в пределах рф
- 1.4.4. Особенности перевозки опасных грузов
- 1.4.5. Порядок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов
- 1.4.6. Перевозка пищевых продуктов
- 1.5. Регулирование деятельности автозаправочных станций
- 1.6. Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств
- Сертификация в сфере производства и
- 2.1.2. Система сертификации гост р
- Госстандарт России Национальный орган по сертификации
- Изготовители продукции
- 2.1.3. Общие правила и рекомендации по сертификации в рф
- Схемы сертификации продукции в Российской Федерации
- 2.1.4. Аккредитация испытательных лабораторий
- 2.1.5. Эксперты в Системе сертификации и требования к ним
- Сертификация услуг
- Возможные схемы сертификации услуг
- Правовые нормы применения знаков соответствия при сертификации
- Транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
- 2.2.1. Структура, состав, функции, права, условия, область применении сертификации
- Типы т и ттм в области автомобильного транспорта
- 2.2.2. Порядок сертификации машин
- 2.2.3. Испытания машин на соответствие активной, пассивной и послеаварийной безопасности
- Требования стандартов к тормозным системам т и ттм
- Нормы и требования эффективности тормозных систем т и ттм (тормозной путь, м / замедление, м/с2)
- Условия испытаний т и ттм на устойчивость и управляемость
- 2.2.4. Оценка динамичности и топливной экономичности
- Характерный ездовой испытательный цикл автомобилей
- 2.2.5. Испытания на вредные выбросы отработавших газов
- Соотношение основных компонентов вредных выбросов в двс
- Испытания на шумность
- Транспортных и транспортно-технологических
- 2.3.1. Сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту машин и оборудования
- 2.3.2. Аккредитация органов по сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту
- Виды и порядок проведения сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту
- Требования к схемам сертификации услуг по то и ремонту т и ттмо
- 2.3.4. Сертификация запасных частей и принадлежностей
- Библиографический список
- Леонид Анатольевич Бердников