logo
Лицензирование и сертификация на автотранспорте (Л

Сертификация в сфере производства и

ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

2.1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ

ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ

2.1.1. Сущность сертификации продукции и услуг

Сертификат – документ, имеющий юридическую силу удосто­вере-ния качества товара, а применительно к объектам Т и ТТМО – удостоверение качества механических транспортных средств, их частей оборудования и прицепов.

Значение показателей свойств сложных технических систем воз­можно получить только в эксперименте, при их функционировании, орга­низованном определённым образом, т.е. при испытаниях. Результаты испытаний и оценки свойств подвержены разбросу, вследствие чего возникает риск потребителя понести потери при приобретении изделий в действительности более низкого качества, чем это следует из полученной оценки. Точно также возникает риск утраты прибыли изготовителя от поставки изделий по цене меньшей, чем они заслуживают своим качеством.

Сертификация как удостоверение качества на основе испытаний объективно служит снижению этих рисков, повышению доверия сторон и соглашением их в отношении сбыта и приобретения изделий.

В условиях рыночной экономики резко возрастает коли­чество самостоятельных изготовителей и потребителей, возникает конку­ренция и конкурентная борьба, где значение риска многократно возраста­ет, а следовательно, значимость сертификата качества и достоверности его основания (испытаний) повышается. Стремление защитить свои интересы каждой из сторон может проявляться во всех звеньях испытательного комплекса: в различном выборе сторонами существенно важных свойств продукции, их показателей, критериев оценки и в методах испытаний. При этом для достижения своих целей может использоваться и неизбежный разброс результатов испытаний, и преднамеренно более выгодное какой либо стороне построение всего испытательного комплекса.

В таких обстоятельствах одностороннее оценивание качества и сер­тификация не могут решить проблемы укрепления доверия в отношениях сторон, его правового регулирования, расширения международной тор­говли, защиты населения от вредных последствий эксплуатации потенци­ально опасной продукции.

Возникла потребность не только в достоверном, но и в гарантиро­ванном беспристрастном оценивании качества продукции и его удостове­рении.

Для выполнения такой задачи на основании соглашения двух сто­рон, участвующих в отношениях производства и потребления, образовы­вается третья независимая сторона, заключения которой признаются обеими сторонами.

В задачи третьей стороны включаются все звенья испытательного комплекса. Применительно к оценке качества каждого вида одно­родной продукции по взаимному соглашению третьей стороной устанав­ливаются:

В решении этих задач эффективным базовым материалом служат стандарты, нормативы и т.п., признаваемые сторонами, и метрологическое обеспечение испытаний, как воплощение достигнутого научно-техни-ческого и технологического уровня в изготовлении и контроле качества продукции.

Основные качества продукции по соответствию ее свойств требо­ваниям стандартов и удостоверение этого качества получили название сертификации соответствия третьей стороной. Ее цели сформи­ровались прежде всего как: устранение технических, внетарифных барье­ров в международной торговле; обеспечение равных условий конкурен­ции; стимулирование повышения качества продукции; усиление гарантий безопасности, охраны среды обитания при пользовании, эксплуатации, потреблении, сертифицированных товаров. В эту работу вовлечены не только потребители, но и общественные научно-исследовательские национальные организации, а также Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК), Международная комиссия по сертификации соответствия электрооборудования (СЕЕ), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) и др.

Общепринято определение ИСО/МЭК – «Сертификация соответствия – действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необ­ходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу».

В этом определении заключены различные элементы сертификации:

Эти элементы находятся во взаимосвязях и определенных отно- ше­ниях, которые регламентируются при объединении в единое целое – Сис­тему сертификации.

Система сертификации является организационной системой. Вместе с тем из определения сертификации видно, что основными ее элементами являются: испытания продукции, доставляющие фундаментальные данные; управление, процедуры для оформления этих данных с целью обеспечения в конечном счете высокой значимости и признания их всеми участниками (сторонами).

Учитывая возникающую авторитетность результатов, на сертифи­кацию третьей стороной должны и активно воздействуют органы государственного управления, правительство, законодательные власти, осуществляя определенную техническую, экономическую, социальную политику. В связи с этим до недавнего времени сертификация разделялась на обязательную и добровольную.

В настоящее время существует только добровольная сертификация, которая может распространяться на продукцию, изготовление которой предусматривает требования по безопасности, экологической чистоте, охране здоровья и имущества граждан от вредных воздействий, нанесения ущерба. Законодательными актами устанавливаются участники добровольной сертификации, их полномочия, права, обязанности, отношения.

Добровольная сертификация не предусматривает строгой регламентации, организуется по инициативе сторон на условиях договора, преследует цели квалифицированного и достоверного оценивания качества продукции, повышения доверия к этим оценкам и служит улучшению качества, повышению конкурентоспособности изделий.

Исходя из определения сертификации и ее составных элементов, объединяемых в систему, сложилась общепризнанная структура систем сертификации. Ее основными составляющими являются: техническая служба (испытательные лаборатории, центры), выполняющая фундамен­тальную часть работы (испытания), оценку соответствия сертифицируе­мой продукции требованиям; органы, организующие процедуры оформления и порядок действий, осуществляющие контроль, надзор и управле­ние при выдаче сертификатов.

Частные особенности, специфичность изготовления и эксплуатации различных изделий отражаются в создании систем сертификации одно­родной продукции.