Сертификация в сфере производства и
ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ
ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ
2.1.1. Сущность сертификации продукции и услуг
Сертификат – документ, имеющий юридическую силу удостовере-ния качества товара, а применительно к объектам Т и ТТМО – удостоверение качества механических транспортных средств, их частей оборудования и прицепов.
Значение показателей свойств сложных технических систем возможно получить только в эксперименте, при их функционировании, организованном определённым образом, т.е. при испытаниях. Результаты испытаний и оценки свойств подвержены разбросу, вследствие чего возникает риск потребителя понести потери при приобретении изделий в действительности более низкого качества, чем это следует из полученной оценки. Точно также возникает риск утраты прибыли изготовителя от поставки изделий по цене меньшей, чем они заслуживают своим качеством.
Сертификация как удостоверение качества на основе испытаний объективно служит снижению этих рисков, повышению доверия сторон и соглашением их в отношении сбыта и приобретения изделий.
В условиях рыночной экономики резко возрастает количество самостоятельных изготовителей и потребителей, возникает конкуренция и конкурентная борьба, где значение риска многократно возрастает, а следовательно, значимость сертификата качества и достоверности его основания (испытаний) повышается. Стремление защитить свои интересы каждой из сторон может проявляться во всех звеньях испытательного комплекса: в различном выборе сторонами существенно важных свойств продукции, их показателей, критериев оценки и в методах испытаний. При этом для достижения своих целей может использоваться и неизбежный разброс результатов испытаний, и преднамеренно более выгодное какой либо стороне построение всего испытательного комплекса.
В таких обстоятельствах одностороннее оценивание качества и сертификация не могут решить проблемы укрепления доверия в отношениях сторон, его правового регулирования, расширения международной торговли, защиты населения от вредных последствий эксплуатации потенциально опасной продукции.
Возникла потребность не только в достоверном, но и в гарантированном беспристрастном оценивании качества продукции и его удостоверении.
Для выполнения такой задачи на основании соглашения двух сторон, участвующих в отношениях производства и потребления, образовывается третья независимая сторона, заключения которой признаются обеими сторонами.
В задачи третьей стороны включаются все звенья испытательного комплекса. Применительно к оценке качества каждого вида однородной продукции по взаимному соглашению третьей стороной устанавливаются:
номенклатура свойств, достоверных для описания качества продукции;
номенклатура показателей, обоснованных научно-техническими и опытными разработками, надёжно характеризующими данное свойство;
критерии оценки отдельных свойств;
средства и методы опытного определения отдельных свойств и оценки их соответствия заданным категориям.
В решении этих задач эффективным базовым материалом служат стандарты, нормативы и т.п., признаваемые сторонами, и метрологическое обеспечение испытаний, как воплощение достигнутого научно-техни-ческого и технологического уровня в изготовлении и контроле качества продукции.
Основные качества продукции по соответствию ее свойств требованиям стандартов и удостоверение этого качества получили название сертификации соответствия третьей стороной. Ее цели сформировались прежде всего как: устранение технических, внетарифных барьеров в международной торговле; обеспечение равных условий конкуренции; стимулирование повышения качества продукции; усиление гарантий безопасности, охраны среды обитания при пользовании, эксплуатации, потреблении, сертифицированных товаров. В эту работу вовлечены не только потребители, но и общественные научно-исследовательские национальные организации, а также Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК), Международная комиссия по сертификации соответствия электрооборудования (СЕЕ), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) и др.
Общепринято определение ИСО/МЭК – «Сертификация соответствия – действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу».
В этом определении заключены различные элементы сертификации:
идентификации продукции;
доказательство ее соответствия стандарту;
обеспечение уверенности в этом;
установление уровня уверенности, считающегося необходимым и т.д.
Эти элементы находятся во взаимосвязях и определенных отно- шениях, которые регламентируются при объединении в единое целое – Систему сертификации.
Система сертификации является организационной системой. Вместе с тем из определения сертификации видно, что основными ее элементами являются: испытания продукции, доставляющие фундаментальные данные; управление, процедуры для оформления этих данных с целью обеспечения в конечном счете высокой значимости и признания их всеми участниками (сторонами).
Учитывая возникающую авторитетность результатов, на сертификацию третьей стороной должны и активно воздействуют органы государственного управления, правительство, законодательные власти, осуществляя определенную техническую, экономическую, социальную политику. В связи с этим до недавнего времени сертификация разделялась на обязательную и добровольную.
В настоящее время существует только добровольная сертификация, которая может распространяться на продукцию, изготовление которой предусматривает требования по безопасности, экологической чистоте, охране здоровья и имущества граждан от вредных воздействий, нанесения ущерба. Законодательными актами устанавливаются участники добровольной сертификации, их полномочия, права, обязанности, отношения.
Добровольная сертификация не предусматривает строгой регламентации, организуется по инициативе сторон на условиях договора, преследует цели квалифицированного и достоверного оценивания качества продукции, повышения доверия к этим оценкам и служит улучшению качества, повышению конкурентоспособности изделий.
Исходя из определения сертификации и ее составных элементов, объединяемых в систему, сложилась общепризнанная структура систем сертификации. Ее основными составляющими являются: техническая служба (испытательные лаборатории, центры), выполняющая фундаментальную часть работы (испытания), оценку соответствия сертифицируемой продукции требованиям; органы, организующие процедуры оформления и порядок действий, осуществляющие контроль, надзор и управление при выдаче сертификатов.
Частные особенности, специфичность изготовления и эксплуатации различных изделий отражаются в создании систем сертификации однородной продукции.
- Л.А. Бердников, н.А. Кузьмин
- Введение
- Лицензирование в сфере производства и эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
- Лицензирование как метод государственного регулирования
- Государственное регулирование на автомобильном
- Формы и методы государственного регулирования
- Разделение перевозочного рынка на сектора
- Сектора транспортного рынка и их конкретизация
- Анализ развития секторов транспорта
- Формирование мер по регулированию перевозочной деятельности
- 1.2.1. Оформление лицензии
- 1.2.2. Отказ в получении лицензии
- 1.2.3. Права и обязанности лицензиата
- 1.2.4. Административная ответственность за правонарушения лицензиата
- 1.3. Лицензирование и экология
- Экологические требования для автопредприятий по группам
- 1.4. Лицензирование перевозок транспортными и транспортно-технологическими машинами
- 1.4.1. Обеспечение безопасности движения при перевозках
- 1.4.2. Аттестация автоперевозчиков и руководителей
- 1.4.3. Перевозка пассажиров и грузов в рф и в международном сообщении Документальное обеспечение. Грузовые перевозки
- Пассажирские перевозки в пределах рф
- 1.4.4. Особенности перевозки опасных грузов
- 1.4.5. Порядок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов
- 1.4.6. Перевозка пищевых продуктов
- 1.5. Регулирование деятельности автозаправочных станций
- 1.6. Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств
- Сертификация в сфере производства и
- 2.1.2. Система сертификации гост р
- Госстандарт России Национальный орган по сертификации
- Изготовители продукции
- 2.1.3. Общие правила и рекомендации по сертификации в рф
- Схемы сертификации продукции в Российской Федерации
- 2.1.4. Аккредитация испытательных лабораторий
- 2.1.5. Эксперты в Системе сертификации и требования к ним
- Сертификация услуг
- Возможные схемы сертификации услуг
- Правовые нормы применения знаков соответствия при сертификации
- Транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
- 2.2.1. Структура, состав, функции, права, условия, область применении сертификации
- Типы т и ттм в области автомобильного транспорта
- 2.2.2. Порядок сертификации машин
- 2.2.3. Испытания машин на соответствие активной, пассивной и послеаварийной безопасности
- Требования стандартов к тормозным системам т и ттм
- Нормы и требования эффективности тормозных систем т и ттм (тормозной путь, м / замедление, м/с2)
- Условия испытаний т и ттм на устойчивость и управляемость
- 2.2.4. Оценка динамичности и топливной экономичности
- Характерный ездовой испытательный цикл автомобилей
- 2.2.5. Испытания на вредные выбросы отработавших газов
- Соотношение основных компонентов вредных выбросов в двс
- Испытания на шумность
- Транспортных и транспортно-технологических
- 2.3.1. Сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту машин и оборудования
- 2.3.2. Аккредитация органов по сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту
- Виды и порядок проведения сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту
- Требования к схемам сертификации услуг по то и ремонту т и ттмо
- 2.3.4. Сертификация запасных частей и принадлежностей
- Библиографический список
- Леонид Анатольевич Бердников