2.2.3. Испытания машин на соответствие активной, пассивной и послеаварийной безопасности
Безопасность, как свойство Т и ТТМ, выражает уровень вероятности возникновения опасных для жизни и здоровья участников дорожного движения ситуаций. Термином «активная безопасность» выделяется ключевое влияние лишь тех характеристик и параметров конструкции, которые обеспечивают поведение Т и ТТМ, адекватное воздействиям водителя на орган управления, для избежания опасных ДТП.
Наибольший вклад в вероятность ДТП Т и ТТМ вносят показатели трех свойств – тормозной динамичности, устойчивости и управляемости. Оценка этих свойств и предусматривается в обязательном порядке Одобрения типа транспортного средства.
Основу технологии испытаний тормозных свойств составляют известные положения теории автомобиля, устанавливающие связь действующих на него в процессе торможения сил и моментов, с параметрами конструкции в общем виде. Исходя из этих положений, установлен показатель тормозных свойств – эффективность торможения. Параметрами его количественной оценки выбираются тормозной путь, установившееся замедление, тормозная сила, время до полной остановки, время срабатывания тормозов.
Развитие теории конструкции и расчета автомобилей показывает, что эффективность торможения необходимо оценивать, во-первых, при использовании ставших обязательными в современных конструкциях Т и ТТМО различных тормозных систем – рабочей, запасной (или независимых контуров рабочей), стояночной, вспомогательной; во-вторых, при различных состояниях тормозных механизмов – нагретых, мокрых; в-третьих, при разных типовых условиях воздействия внешних факторов. Это свидетельствует о широкой номенклатуре показателей эффективности торможения и способов их опытной оценки, включая (кроме ходовых), также стендовые испытания. Причем из-за сложности и неоднозначности процессов изменения показателей (в зависимости от случайно действующих факторов) численные оценки эффективности торможения связываются со строго регламентированными условиями экспериментального их определения. Такая увязка, обеспечивающая также сопоставимость тормозных свойств различных Т и ТТМ, отражается в технологии испытаний, прежде всего единообразным установлением трех основных типов испытаний: «0», «I» и «II».
В испытаниях типа «0» измеряется эффективность торможения при холодных тормозных механизмах, когда температура наружных поверхностей тормозных барабанов колес, или тормозных дисков, сохраняется в пределах не более 50... 100°С.
В испытаниях типа «I» измеряется эффективность торможения непосредственно после нагрева тормозов определеным регламентированным образом.
В испытаниях типа «II» оценивается эффективность тормозов после определенным образом ограниченного движения автомобиля на затяжных спусках с торможением.
В этих типах испытаний оценивается работа и отчасти (в испытаниях типа «0») запасная тормозная система.
Эффективность стояночной тормозной системы определяется в статических испытаниях на заданном уклоне (подъеме) с удержанием Т и ТТМ неподвижной в течение регламентируемого времени – 5 минут.
Эффективность вспомогательной тормозной системы оценивается в испытаниях технологически близких к испытаниям типа «I», но с иными нормативами условий и результатов для зачетной оценки.
Развитие конструкции тормозных систем и включение в них разнообразных механизмов, связь параметров которых с эффективностью торможения не выражается функциональными зависимостями (или очень сложна, неоднозначна), привели к значительному расширению требовании, зафиксированных в стандартах и подлежащих опытной проверке. В табл. 6 показаны современные требования, предусмотренные отечественными, международными и национальными стандартами к тормозным системам, большинство которых количественно нормируются.
Таблица 6
- Л.А. Бердников, н.А. Кузьмин
- Введение
- Лицензирование в сфере производства и эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
- Лицензирование как метод государственного регулирования
- Государственное регулирование на автомобильном
- Формы и методы государственного регулирования
- Разделение перевозочного рынка на сектора
- Сектора транспортного рынка и их конкретизация
- Анализ развития секторов транспорта
- Формирование мер по регулированию перевозочной деятельности
- 1.2.1. Оформление лицензии
- 1.2.2. Отказ в получении лицензии
- 1.2.3. Права и обязанности лицензиата
- 1.2.4. Административная ответственность за правонарушения лицензиата
- 1.3. Лицензирование и экология
- Экологические требования для автопредприятий по группам
- 1.4. Лицензирование перевозок транспортными и транспортно-технологическими машинами
- 1.4.1. Обеспечение безопасности движения при перевозках
- 1.4.2. Аттестация автоперевозчиков и руководителей
- 1.4.3. Перевозка пассажиров и грузов в рф и в международном сообщении Документальное обеспечение. Грузовые перевозки
- Пассажирские перевозки в пределах рф
- 1.4.4. Особенности перевозки опасных грузов
- 1.4.5. Порядок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов
- 1.4.6. Перевозка пищевых продуктов
- 1.5. Регулирование деятельности автозаправочных станций
- 1.6. Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств
- Сертификация в сфере производства и
- 2.1.2. Система сертификации гост р
- Госстандарт России Национальный орган по сертификации
- Изготовители продукции
- 2.1.3. Общие правила и рекомендации по сертификации в рф
- Схемы сертификации продукции в Российской Федерации
- 2.1.4. Аккредитация испытательных лабораторий
- 2.1.5. Эксперты в Системе сертификации и требования к ним
- Сертификация услуг
- Возможные схемы сертификации услуг
- Правовые нормы применения знаков соответствия при сертификации
- Транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
- 2.2.1. Структура, состав, функции, права, условия, область применении сертификации
- Типы т и ттм в области автомобильного транспорта
- 2.2.2. Порядок сертификации машин
- 2.2.3. Испытания машин на соответствие активной, пассивной и послеаварийной безопасности
- Требования стандартов к тормозным системам т и ттм
- Нормы и требования эффективности тормозных систем т и ттм (тормозной путь, м / замедление, м/с2)
- Условия испытаний т и ттм на устойчивость и управляемость
- 2.2.4. Оценка динамичности и топливной экономичности
- Характерный ездовой испытательный цикл автомобилей
- 2.2.5. Испытания на вредные выбросы отработавших газов
- Соотношение основных компонентов вредных выбросов в двс
- Испытания на шумность
- Транспортных и транспортно-технологических
- 2.3.1. Сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту машин и оборудования
- 2.3.2. Аккредитация органов по сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту
- Виды и порядок проведения сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту
- Требования к схемам сертификации услуг по то и ремонту т и ттмо
- 2.3.4. Сертификация запасных частей и принадлежностей
- Библиографический список
- Леонид Анатольевич Бердников