1.4.1. Обеспечение безопасности движения при перевозках
В автотранспортной отрасли России появилось много новых коммерческих структур. На рынок выходят перевозчики, которые не имеют условий для ТО и ремонта Т и ТТМ, мест стоянок. Профессиональная подготовка их персонала не всегда соответствует установленным требованиям. Предприниматели нарушают правила технической эксплуатации автомобилей и прочих Т и ТТМ, экономя на проведении профилактических работ по предотвращению ДТП. Ослабление, а порой полное исключение административных методов управления на автотранспорте, свобода предпринимательской деятельности и стремление получить прибыль любой ценой привело к увеличению числа нарушений требований БДД и экологической безопасности.
В этой связи при лицензировании перевозочной деятельности предусматривается определённый перечень обязательств заявителя, которые он берёт на себя при получении лицензии и за которые несёт ответственность в течение всего периода действия лицензии. К этим обязательствам относятся:
осуществление перевозок того вида, на которые получена лицензия, и обеспечение их безопасности в соответствии с правилами и инструкциями по конкретному виду перевозок;
обеспечение подбора водителей по профессиональной пригодности к конкретному виду перевозок;
обеспечение соблюдения режимов труда и отдыха водителей в соответствии с установленными нормами, не допущение переработки водителями сверх установленных нормативами времени;
информирование водителей об условиях и маршрутах движения, а также особенностях осуществляемых ими перевозок;
обеспечение условий для повышения квалификации, профессиональ-ного мастерства и переподготовки водителей;
осуществление контроля за состоянием здоровья водителей;
не допущение к перевозкам лиц, не имеющих права управления Т и ТТМ данной категории, не прошедших в установленный срок медицинского освидетельствования, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения или в болезненном состоянии;
использование Т и ТТМ, соответствующего конкретному виду перевозок, зарегистрированного в органах ГИБДД и прошедшего государственный технический осмотр;
обеспечение условий содержания Т и ТТМ в технически исправном состоянии, соблюдение правил технической эксплуатации подвижного состава;
запрет выпуска на линию Т и ТТМ, техническое состояние которых не отвечает требованиям ПДД, а также других нормативов и стандартов в части, относящейся к обеспечению БДД;
контроль технического состояния Т и ТТМ перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки;
обеспечение своевременности проведения ТО и ремонта Т и ТТМ в соответствии с «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта»;
ведение документации установленной формы по учету ДТП;
запрет эксплуатации Т и ТТМ, владельцами которых не заключен договор об обязательном государственном страховании гражданской ответственности.
Запрещается эксплуатация Т и ТТМ, если их состояние и оборудование не отвечают требованиям «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается их эксплуатация», а также не прошедших государственный технический осмотр без соответствующего разрешения.
Лицензионные органы осуществляют контроль юридических и физических лиц, получивших лицензию на перевозочную деятельность, в части выполнения ими требований безопасности, предъявляемых при выдаче лицензии.
Проверки по параметрам безопасности проводятся как в плановом порядке, так и по мере необходимости. Основанием для внеплановых проверок может служить рост показателей аварийности на транспорте конкретного лицензиата, увеличение числа административных нарушений ПДД водителями, невыполнение предписаний лицензионного органа и ГИБДД по содержанию Т и ТТМ в технически исправном состоянии.
При контроле предприятий и организаций лицензионный орган проверяет:
деятельность администрации предприятия или назначенных ею должностных лиц;
соответствие профессиональных характеристик водителей условиям и виду выполняемой ими работы;
техническое состояние Т и ТТМ и их соответствие виду перевозок, указанному в лицензии.
При проверке деятельности администрации (должностных лиц) лицензионный орган проверяет:
соответствие выполняемых предприятием видов перевозок или транспортно-технологического обслуживания полученной лицензии;
соответствие квалификации водителей (по категории, стажу и другим профессиональным характеристикам) категории используемого подвижного состава;
соблюдение установленных законодательством режимов труда и отдыха водителей;
своевременность прохождения водителями медицинского освидетельствования;
наличие паспортов маршрутов для регулярных пассажирских перевозок;
наличие документации по обследованию дорожных условий на маршрутах регулярных пассажирских перевозок;
выполнение специальных требований при перевозке опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
наличие условий для ТО и ремонта Т и ТТМ;
наличие документации по учету и анализу ДТП;
наличие документации по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев Т и ТТМ;
выполнение предписаний ГИБДД по актам нарушений требований к конструкции или техническому состоянию Т и ТТМ, норм технической эксплуатации или ПДД водителями.
Контроль профессиональных характеристик водителей производится по следующим критериям:
наличие водительского удостоверения с разрешающей отметкой на управление Т и ТТМ соответствующей категории;
отсутствие явных признаков заболевания, переутомления, алкогольного или наркотического опьянения;
знание водителем, выполняющим грузовые, пассажирские и специальные перевозки, требований, предъявляемых к соответствующему виду перевозок.
При контроле подвижного состава и водителей на линии проверяется:
соблюдение норм вместимости автобуса (для пригородных и между-городных маршрутов);
соблюдение маршрута следования при перевозках, для которых установлен маршрут, зафиксированный в путевой документации;
соблюдение скоростного режима, предусмотренного ПДД и правилами перевозки грузов;
соблюдение правил укладки и крепления грузов, соответствие веса груза нормам грузоподъемности Т и ТТМ;
наличие сопровождающих, установленной символики и движения с включенными фарами при перевозке детей;
соблюдение правил посадки и высадки пассажиров, движение от остановки с закрытыми дверями.
При контроле подвижного состава непосредственно в предприятии проверяется наличие для каждого Т и ТТМ лицензионной карточки и талона прохождения техосмотра, соблюдение нормативных сроков пробега между ТО.
Техническое состояние Т и ТТМ, участвующих в дорожном движении, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил технической эксплуатации, инструкций предприятий-изготовителей, регистрационных документов и другой нормативно-технической документации.
- Л.А. Бердников, н.А. Кузьмин
- Введение
- Лицензирование в сфере производства и эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
- Лицензирование как метод государственного регулирования
- Государственное регулирование на автомобильном
- Формы и методы государственного регулирования
- Разделение перевозочного рынка на сектора
- Сектора транспортного рынка и их конкретизация
- Анализ развития секторов транспорта
- Формирование мер по регулированию перевозочной деятельности
- 1.2.1. Оформление лицензии
- 1.2.2. Отказ в получении лицензии
- 1.2.3. Права и обязанности лицензиата
- 1.2.4. Административная ответственность за правонарушения лицензиата
- 1.3. Лицензирование и экология
- Экологические требования для автопредприятий по группам
- 1.4. Лицензирование перевозок транспортными и транспортно-технологическими машинами
- 1.4.1. Обеспечение безопасности движения при перевозках
- 1.4.2. Аттестация автоперевозчиков и руководителей
- 1.4.3. Перевозка пассажиров и грузов в рф и в международном сообщении Документальное обеспечение. Грузовые перевозки
- Пассажирские перевозки в пределах рф
- 1.4.4. Особенности перевозки опасных грузов
- 1.4.5. Порядок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов
- 1.4.6. Перевозка пищевых продуктов
- 1.5. Регулирование деятельности автозаправочных станций
- 1.6. Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств
- Сертификация в сфере производства и
- 2.1.2. Система сертификации гост р
- Госстандарт России Национальный орган по сертификации
- Изготовители продукции
- 2.1.3. Общие правила и рекомендации по сертификации в рф
- Схемы сертификации продукции в Российской Федерации
- 2.1.4. Аккредитация испытательных лабораторий
- 2.1.5. Эксперты в Системе сертификации и требования к ним
- Сертификация услуг
- Возможные схемы сертификации услуг
- Правовые нормы применения знаков соответствия при сертификации
- Транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
- 2.2.1. Структура, состав, функции, права, условия, область применении сертификации
- Типы т и ттм в области автомобильного транспорта
- 2.2.2. Порядок сертификации машин
- 2.2.3. Испытания машин на соответствие активной, пассивной и послеаварийной безопасности
- Требования стандартов к тормозным системам т и ттм
- Нормы и требования эффективности тормозных систем т и ттм (тормозной путь, м / замедление, м/с2)
- Условия испытаний т и ттм на устойчивость и управляемость
- 2.2.4. Оценка динамичности и топливной экономичности
- Характерный ездовой испытательный цикл автомобилей
- 2.2.5. Испытания на вредные выбросы отработавших газов
- Соотношение основных компонентов вредных выбросов в двс
- Испытания на шумность
- Транспортных и транспортно-технологических
- 2.3.1. Сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту машин и оборудования
- 2.3.2. Аккредитация органов по сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту
- Виды и порядок проведения сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту
- Требования к схемам сертификации услуг по то и ремонту т и ттмо
- 2.3.4. Сертификация запасных частей и принадлежностей
- Библиографический список
- Леонид Анатольевич Бердников