Испытания на шумность
Технология испытаний шумности автомобильной техники строится исходя из общей теории звуко-акустики применительно к функционированию системы «водитель-автомобиль-дорога».
Звук – колебательное движение среды, воспринимаемое слуховыми органами человека.
Шум – звук, мешающий функционированию человека. Шум воздействует не только на органы слуха. Через центральную и вегетативную нервные системы звуковые колебания упругой среды влияют на функционирование внутренних органов и психофизиологическое состояние водителя и пассажиров в Т и ТТМ. Негативное восприятие шума приводит к снижению производительности труда, утомлению, а при длительном воздействии – к развитию различных заболеваний.
Шум является одной из составляющих комфорта Т и ТТМ и влияет через состояние водителя на управляющие действия и, следовательно, на активную безопасность в системе «водитель-автомобиль-дорога».
При оценке шума используются величины психофизиологического восприятия звука и величины его физического измерения, между которыми устанавливаются определенные связи.
Психофизиологическое восприятие звука характеризуется его громкостью и оценивается в единицах, фонах.
Для физической характеристики шума используются внесистемные величины: звукового давления, интенсивности звука, звуковой энергии, звуковой мощности.
В акустических испытаниях Т и ТТМО выделяют внешний и внутренний шумы. Внешний шум представляется акустическим полем в окружающем Т и ТТМО пространстве. Внутренний шум представляется акустическим полем в салоне или кабине водителя. Основное отличие их оценки состоит в том, что характеристики внутреннего шума относятся к показателям потребительских свойств Т и ТТМО, а характеристики внешнего шума включаются в оценку экологической обстановки эксплуатационной среды.
Для анализа шума используются интервалы частот звуковых колебаний, в каждом из которых оценивается средний уровень звука. Интервалы устанавливаются в виде октавных или 1/3-октавных полос, частоты которых стандартизированы.
Для измерения уровня шума или уровней звукового давления, уровней громкости звука служат шумомеры, в которых собран весь измерительный комплекс – электроакустический преобразователь, микрофон, усилитель, полосовые фильтры, индикаторы и калибраторы. Измерительные усилители содержат корректирующие системы, выделяющие тот же частотный диапазон, что и звук, воспринимаемый человеком.
При испытаниях Т и ТТМО используют запись акустического шума на запоминающий носитель, что позволяет провести спектральный анализ шума.
Правила №51 ЕЭК ООН регламентируют нормы и методику измерения внешнего шума. Наравне с Правилами №51 действует отечественный стандарт – ГОСТ 27436-87. Кроме Правил №51, действует предписание Правил №59 ЕЭК ООН, которые регламентируют испытания сменных систем выпуска отработавших газов, что позволяет контролировать производителя этих систем.
Правила №28 ЕЭК ООН действуют для ограничения внешнего шума Т и ТТМ и нормируют уровень шума, производимого звуковыми сигнальными приборами, установленными на транспортом средстве.
Для снижения вредного воздействия шума на водителей и пассажиров действуют также требования ГОСТ 27435-87, в котором установлены методы измерения внутреннего шума, и приведены его допустимые величины.
Все Т и ТТМ категорий М1 и N1, имеющие не более четырех передач механической коробки передач (ручное переключение), испытываются на второй передаче. При числе передач более четырех испытания проводятся на 2 -и и 3-й передачах и за результат измерения принимают среднее арифметическое значение уровней звука, измеренных на этих передачах.
Все Т и ТТМ категории М2, М3, N2, N3, имеющие коробку с числом передач «n», испытываются нa передачах, начиная с n /2 до n (при нечетном n испытания начинают с (n +1)/2). За результат испытаний принимают наибольшее значение уровня звука на любой передаче из испытуемого диапазона.
Указанные испытания проводят в движении на контрольном участке дороги длиной 20 м с установившейся скоростью автомобиля 50 км/ч. При пересечении Т и ТТМ отметки начала испытательного участка водитель резко до упора нажимает педаль управления подачей топлива (открытием дроссельной заслонки). После прохождения задней частью Т и ТТМ отметки конца мерного участка водитель выводит в минимальное положение педаль управления подачей топлива. За время прохождения регистрируется максимальное показание шумомера в дБ.
Измерение внутреннего шума Т и ТТМ осуществляется на разгоне от скорости, соответствующей 0,45…0,90 номинальной частоты вращения коленчатого вала двигателя или до 120 км/ч. После стабилизации начальной скорости водитель резко нажимает (до упора) педаль управления подачей топлива. Регистрируется максимальное за время разгона показание шумомера в дБ. Измерения проводятся у места водителя и у мест пассажиров на высоте 0,6 м от нижней подушки сидения при включенной системе вентиляции и отопления салона (кабины).
Звуковая мощность Т и ТТМ в окружающей среде при движении определяется суммированием вкладов различных источников:
излучения наружными поверхностями двигателя;
излучения наружными поверхностями коробки передач;
излучения наружными поверхностями элементов систем впуска и выпуска воздуха и отработавших газов;
отражения от поверхности дороги;
взаимодействия шин с поверхностью дороги;
обтекания потоком встречного воздуха;
передачи колебательной энергии от силового агрегата до ведущих колес.
Достоверное определение вклада отдельных источников в шум автомобиля является сложной задачей. В практике выявления и ранжирования (определения удельного веса) основных источников шума автомобиля используется несколько методов.
Первым и наиболее достоверным является метод, в котором в качестве параметра используются энергетическая характеристика акустического поля автомобиля – звуковая мощность. Удобства этого показателя заключается в возможности оценки звуковой мощности при последовательном отключении отдельных источников. Однако метод не нашел широкого применения из-за трудоемкости и отсутствия однозначной связи звуковой мощности с нормируемым Правилами №51 ЕЭК ООН параметром – звуковым давлением.
Другой метод, применяемый при идентификации источников шума, основан на статистической теории акустики и отражен в РД 37.052.137-88.
Разделение источников непосредственно на объекте можно осуществлять двумя основными способами – изоляцией (отключением) исследуемого источника при работающих и открытых остальных или изоляцией всех источников, кроме исследуемого. Второй способ является более приемлемым для реализации в стендовых условиях. Применение его позволяет выделить менее значимые источники шума, которые при высоком уровне общего шума являются замаскированными.
СЕРТИФИКАЦИЯ В СФЕРЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ
- Л.А. Бердников, н.А. Кузьмин
- Введение
- Лицензирование в сфере производства и эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
- Лицензирование как метод государственного регулирования
- Государственное регулирование на автомобильном
- Формы и методы государственного регулирования
- Разделение перевозочного рынка на сектора
- Сектора транспортного рынка и их конкретизация
- Анализ развития секторов транспорта
- Формирование мер по регулированию перевозочной деятельности
- 1.2.1. Оформление лицензии
- 1.2.2. Отказ в получении лицензии
- 1.2.3. Права и обязанности лицензиата
- 1.2.4. Административная ответственность за правонарушения лицензиата
- 1.3. Лицензирование и экология
- Экологические требования для автопредприятий по группам
- 1.4. Лицензирование перевозок транспортными и транспортно-технологическими машинами
- 1.4.1. Обеспечение безопасности движения при перевозках
- 1.4.2. Аттестация автоперевозчиков и руководителей
- 1.4.3. Перевозка пассажиров и грузов в рф и в международном сообщении Документальное обеспечение. Грузовые перевозки
- Пассажирские перевозки в пределах рф
- 1.4.4. Особенности перевозки опасных грузов
- 1.4.5. Порядок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов
- 1.4.6. Перевозка пищевых продуктов
- 1.5. Регулирование деятельности автозаправочных станций
- 1.6. Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств
- Сертификация в сфере производства и
- 2.1.2. Система сертификации гост р
- Госстандарт России Национальный орган по сертификации
- Изготовители продукции
- 2.1.3. Общие правила и рекомендации по сертификации в рф
- Схемы сертификации продукции в Российской Федерации
- 2.1.4. Аккредитация испытательных лабораторий
- 2.1.5. Эксперты в Системе сертификации и требования к ним
- Сертификация услуг
- Возможные схемы сертификации услуг
- Правовые нормы применения знаков соответствия при сертификации
- Транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
- 2.2.1. Структура, состав, функции, права, условия, область применении сертификации
- Типы т и ттм в области автомобильного транспорта
- 2.2.2. Порядок сертификации машин
- 2.2.3. Испытания машин на соответствие активной, пассивной и послеаварийной безопасности
- Требования стандартов к тормозным системам т и ттм
- Нормы и требования эффективности тормозных систем т и ттм (тормозной путь, м / замедление, м/с2)
- Условия испытаний т и ттм на устойчивость и управляемость
- 2.2.4. Оценка динамичности и топливной экономичности
- Характерный ездовой испытательный цикл автомобилей
- 2.2.5. Испытания на вредные выбросы отработавших газов
- Соотношение основных компонентов вредных выбросов в двс
- Испытания на шумность
- Транспортных и транспортно-технологических
- 2.3.1. Сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту машин и оборудования
- 2.3.2. Аккредитация органов по сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту
- Виды и порядок проведения сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту
- Требования к схемам сертификации услуг по то и ремонту т и ттмо
- 2.3.4. Сертификация запасных частей и принадлежностей
- Библиографический список
- Леонид Анатольевич Бердников