2.3.2. Аккредитация органов по сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту
Аккредитация органов по сертификации услуг (ОСУ) по ТО и ремонту Т и ТТМО осуществляется Центральными органами по сертификации (ЦОС) услуг по ТО и ремонту соответствующего вида Т и ТТМО, в частности АТС. Аккредитация ОСУ является официальным признанием его правомочности проводить сертификацию услуг на соответствие требованиям стандартов и других нормативных документов. Она означает делегирование ОСУ функций и прав на сертификацию услуг.
Организация, претендующая на аккредитацию в качестве ОСУ, направляет в ЦОС заявку по установленной форме, проект положения об ОСУ, проект порядка сертификации услуг, проект приказа о функционировании ОСУ, сведения об экспертах-аудиторах.
Аккредитация ОСУ предусматривает: экспертизу представленных ОСУ документов; аттестацию ОСУ; принятие ЦОСом решения об аккредитации ОСУ по результатам экспертизы и аттестации; заключение лицензионного договора между ЦОС и ОСУ; регистрацию и выдачу аттестата аккредитации ОСУ.
Для проведения работ по аттестации ОСУ формируется комиссия. Состав и программа работы утверждается руководителем ЦОС. При аттестации проверяется соответствие фактического состояния организации- заявителя основным положениям документа «Система сертификации ГОСТ Р. Требования к органу по сертификации и порядок его аккредитации» и представленным документам.
Акт аттестации, результаты экспертизы и проекты документов рассматриваются ЦОС, который принимает решение об аккредитации организации-заявителя в качестве ОСУ. Принятое ЦОС решение и комплект документов направляются в Госстандарт России для согласования.
Экспертами-аудиторами Системы по поручению ЦОС осуществляется инспекционный контроль работы ОСУ в целях обеспечения объективности и качества проведения работ по сертификации. Плановый инспекционный контроль проводится в течение всего срока, на который аккредитован ОСУ, с периодичностью не более одного раза в полгода. Основанием для проведения внепланового инспекционного контроля за деятельностью ОСУ служат: информация о несоблюдении ОСУ основных процедур сертификации услуг, установленных в Системе сертификации; претензии потребителей к качеству услуг предприятий и предпринимателей, имеющих сертификаты. В случае обнаружения фактического несоответствия состояния ОСУ его статусу ЦОС имеет право приостановить или аннулировать действие аттестата аккредитации. При этом ОСУ имеет право подать апелляцию в центральную апелляционную комиссию.
Главной функцией ОСУ является сертификация услуг, систем качества в заявленной области аккредитации, осуществление которой реализуется через выполнение следующих функций:
прием и рассмотрение заявок на сертификацию услуг, систем качества;
принятие решения по заявке;
определение качества результатов оказания сертифицируемых услуг по каждой конкретной заявке лабораторий, проводящих проверки (оценки);
определение порядка работ по аттестации исполнителей услуг, оценке процессов предоставления услуг, сертификации систем качества;
принятие решения о выдаче сертификата соответствия;
оформление сертификатов соответствия, подготовка их к регистрации, выдача сертификатов на право использования знаков соответствия заявителю;
отмена или приостановление действия выданных заявителю сертификатов;
разработка корректирующих мероприятий в случаях: неправильного применения сертификатов и знаков соответствия; когда сертифицированная услуга имеет непосредственное отношение к возникновению опасности для жизни и здоровья граждан; при нанесении имущественного ущерба; также обязателен контроль за выполнением указанных корректирующих мероприятий;
разработка и ведение организационно-методических документов сертификации услуг по ТО и ремонту Т и ТТМО;
формирование, ведение и актуализация нормативной документации, используемой при сертификации; подготовка предложений по их совершенствованию;
экспертиза полученных протоколов проверок сертифицированных услуг;
участие в организации и проведение сертификации систем качества и оценки процессов предоставления услуг;
ведения собственного Реестра сертифицированных услуг и исполнителей этих услуг:
публикация сведений о результатах проведённых сертификаций и подготовка ежегодных отчётов для Госстандарта России;
организация и проведение (при участии территориальных органов Госстандарта России) инспекционного контроля за стабильностью качества сертифицированных услуг и соблюдением условий лицензий;
взаимодействие с органами надзора по проведению инспекционного контроля;
ведение текущей финансовой деятельности;
организация работ по повышению квалификации аттестации персонала ОСУ;
взаимодействие с исполнителями услуг по своевременной их сертификации при изменении требований стандартов и других нормативных документов;
осуществление информационного обеспечения заинтересованных организаций, предприятий и граждан с использованием системы информирования потребителей услуг;
признание аттестатов аккредитации других соответствующих организации (в том числе находящихся вне Системы сертификации ГОСТ Р);
выбор (подтверждение) схемы сертификации услуг;
ведение делопроизводства, включая хранение в течение установленного срока отчетов, протоколов, актов и других документов, содержащих сведения о проведённых работах.
Организация-предприятие ОСУ имеет статус юридического лица, действует на принципах хозрасчёта, самофинансирования, самоокупаемости и самоуправления, имеет самостоятельный баланс, расчётные и иные счета в банках, совершает сделки и другие юридические акты с государственными, кооперативными и другими предприятиями, организациями и учреждениями, а также с отдельными организациями.
В своей деятельности ОСУ исключает возможность оказания на него административного, коммерческого, финансового или иного давления, которое может повлиять на объективность при проведении работ по сертификации. Он независим от исполнителей сертифицированных услуг и потребителей этих услуг, включая общество потребителей.
В состав ОСУ входит: Управляющий Совет; отдел сертификации услуг; испытательный центр; вспомогательные (обеспечивающие) службы.
Управляющий Совет создается с целью обеспечения объективности при проведении работ по сертификации и исключения возможности дискриминации по отношению к участникам Системы сертификации в любой форме. В него входят: руководитель ОСУ; эксперты-аудиторы; представители испытательных подразделений ОСУ. Совет действует на постоянной основе. Решения по техническим вопросам он принимает консенсусом, а по процедурным вопросам – двумя третями голосов из числа присутствующих на заседании членов Совета. К работе в Совете могут привлекаться на добровольной основе общественных началах с правом совещательного голоса представители: органов ГИБДД; отделений Ространснадзора (Госавтодорнадзора); профильных НИИ; органов по защите прав потребителей при местной администрации; органов Министерства природных ресурсов и экологии; предприятий-исполнителей услуг по ТО и ремонту транспортных средств; научно-методического центра Системы; методических центров Системы сертификации услуг.
Кроме прочих ОСУ осуществляет функции:
определение перечня конкретных видов услуг, подлежащих сертификации в области аккредитации, и характеристик (показателей, требований) на соответствие которым проводится сертификация; выбор соответствующих стандартов или иных нормативных документов, в которых установлены указанные характеристики (требования) и методы контроля (испытаний);
информирование исполнителей услуг об изменении их перечня и нормативной документации в течение месяца со дня введения изме-нений, а также содействие исполнителю в своевременном проведении работ по сертификации услуг в соответствии с новыми нормами;
прием и рассмотрение заявок на сертификацию услуг.
- Л.А. Бердников, н.А. Кузьмин
- Введение
- Лицензирование в сфере производства и эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
- Лицензирование как метод государственного регулирования
- Государственное регулирование на автомобильном
- Формы и методы государственного регулирования
- Разделение перевозочного рынка на сектора
- Сектора транспортного рынка и их конкретизация
- Анализ развития секторов транспорта
- Формирование мер по регулированию перевозочной деятельности
- 1.2.1. Оформление лицензии
- 1.2.2. Отказ в получении лицензии
- 1.2.3. Права и обязанности лицензиата
- 1.2.4. Административная ответственность за правонарушения лицензиата
- 1.3. Лицензирование и экология
- Экологические требования для автопредприятий по группам
- 1.4. Лицензирование перевозок транспортными и транспортно-технологическими машинами
- 1.4.1. Обеспечение безопасности движения при перевозках
- 1.4.2. Аттестация автоперевозчиков и руководителей
- 1.4.3. Перевозка пассажиров и грузов в рф и в международном сообщении Документальное обеспечение. Грузовые перевозки
- Пассажирские перевозки в пределах рф
- 1.4.4. Особенности перевозки опасных грузов
- 1.4.5. Порядок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов
- 1.4.6. Перевозка пищевых продуктов
- 1.5. Регулирование деятельности автозаправочных станций
- 1.6. Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств
- Сертификация в сфере производства и
- 2.1.2. Система сертификации гост р
- Госстандарт России Национальный орган по сертификации
- Изготовители продукции
- 2.1.3. Общие правила и рекомендации по сертификации в рф
- Схемы сертификации продукции в Российской Федерации
- 2.1.4. Аккредитация испытательных лабораторий
- 2.1.5. Эксперты в Системе сертификации и требования к ним
- Сертификация услуг
- Возможные схемы сертификации услуг
- Правовые нормы применения знаков соответствия при сертификации
- Транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
- 2.2.1. Структура, состав, функции, права, условия, область применении сертификации
- Типы т и ттм в области автомобильного транспорта
- 2.2.2. Порядок сертификации машин
- 2.2.3. Испытания машин на соответствие активной, пассивной и послеаварийной безопасности
- Требования стандартов к тормозным системам т и ттм
- Нормы и требования эффективности тормозных систем т и ттм (тормозной путь, м / замедление, м/с2)
- Условия испытаний т и ттм на устойчивость и управляемость
- 2.2.4. Оценка динамичности и топливной экономичности
- Характерный ездовой испытательный цикл автомобилей
- 2.2.5. Испытания на вредные выбросы отработавших газов
- Соотношение основных компонентов вредных выбросов в двс
- Испытания на шумность
- Транспортных и транспортно-технологических
- 2.3.1. Сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту машин и оборудования
- 2.3.2. Аккредитация органов по сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту
- Виды и порядок проведения сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту
- Требования к схемам сертификации услуг по то и ремонту т и ттмо
- 2.3.4. Сертификация запасных частей и принадлежностей
- Библиографический список
- Леонид Анатольевич Бердников