logo search
Ответы к Госам 2012-13

52. Цепочки изменений в стратегическом менеджменте.

Сейчас эффективными подходами к собственному бизнесу никого не удивишь, неэффективные же почти полностью ушли с рынка. Но при нынешней обострившейся конкуренции мало навести порядок только на своем участке борьбы за потребителя, ведь любой товар — продукт взаимодействия нескольких компаний, каждая из которых отвечает за свою часть работы: одна — за поставку сырья, другая — за производство товара, а третья — за продажу его конечному потребителю.Такие взаимосвязанные и взаимозависимые виды деятельности получили название «цепочка ценности». По сути, такая цепочка — это группа компаний, совместно работающих над последовательным добавлением ценности в ответ на открывшуюся рыночную возможность. А управление ею — это анализ и совершенствование отдельных ее элементов с целью повышения эффективности и продуктивности всей цепи. Но как всем этим управлять? Выдающийся экономист М. И. Туган-Барановский в начале прошлого века разделил понятия стоимости продукта и его ценности. По его утверждению, стоимость — это затраты организации, а ценность — удовлетворение клиента. Исходя из этого ценность продукта будет по-разному восприниматься разными клиентами. Чем именно определяется ценность того или иного товара для покупателя? Клиент сопоставляет возможности, которые открываются перед ним с покупкой этого товара, с его ценой. При этом задействуются как объективные критерии так и субъективные — эмоциональное удовлетворение от покупки и обладания. Ценность продукта определяется тем, насколько максимизирована его функциональность по отношению к цене. Таким образом, вопрос ценности — не вопрос простого сокращения себестоимости. Во многих случаях ценность продукта может быть увеличена путем повышения функциональности и цены, если ценность добавляемой функции превышает величину прироста цены. Концепция функциональной ценности таким образом состоит в обеспеч определенной функциональности с наименьшими затратами. Управление цепочкой ценности рассматривает каждый этап добавления ценности, начиная от добычи сырья и заканчивая утилизацией продукции конечным потребителем. И изготовитель, и продавец работают на одних и тех же клиентов, но занимают разное положение в цепи событий, которые в конечном итоге доносят ценность продукта до клиентов. Каждая из этих компаний видит клиентов со своей точки зрения. Зачастую затраты сторон на ведение совместного бизнеса значительно превышают необходимую величину. И это превышение затрат может приводить только к одному из двух последствий: либо компании устанавливают завышенные цены на продукты, что потенциально может снижать продажи; либо снижается прибыль компаний. Важно, чтобы взаимодействие этих компаний позволяло обеим увидеть совершенно новый способ предоставления ценности клиенту — способ, который имел бы общие черты и со способом продавца, и со способом производителя, но был бы лучше, чем просто их сумма. Значимой составляющей цепочки ценности является цепочка поставок, управление которой снижает или совсем упраздняет потребность в создании больших запасов для огромного числа производителей. Сегодня спрос можно не только контролировать, но и предсказывать в режиме реального времени.

Управление цепочкой ценности использует системный анализ для обнаружения этапов, которые могут быть упрощены, объединены или полностью устранены без отрицательного влияния на получаемую в результате ценность. Целью всех этих действий является максимизация ценности для потребителя при минимизации себестоимости и, что чаще является даже более важным, минимизация задержки доставки товара от изготовителя конечному потребителю. Время стало драгоценным ресурсом. Управлять нужно в первую очередь процессамиКлючевыми составляющими цепочки ценности являются: физическая деятельность (собственно производство); суть процессов; виртуальная или информационная деятельность. Физический слой добавляет ценность путем изменения физических характеристик сырья, материалов, комплектующих, узлов и изготовленных продуктов. Помимо поставок и производства, физический слой содержит элементы распределения, необходимые для доставки ценности до места, указанного клиентом.

53. Стратегия внешнеэкономической деятельности.

Факторы, определяющие направление стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы.Внешнеэкономическая деятельность фирмы - это одна из сфер ее хозяйственной деятельности, связанная с выходом на внешние рынки и функционированием на внешних рынках.Направления, формы, методы внешнеэкономической деятельности зависит от вида предпринимательства фирмы – производственного, коммерческого, финансового или сочетания видов предпринимательства.Внешнеэкономическая деятельность включает следующие основные направления:выход на внешний рынок;экспортно-импортные поставки товаров, услуг и капитала;

валютно-финансовые и кредитные операции;

создание и участие в деятельности совместных предприятий;международный маркетинг;мониторинг национальной экономической политики и экономики мирохозяйственных связей.Стратегия внешнеэкономической деятельности подразумевает внимательное рассмотрение всех альтернативных вариантов в сфере внешнеэкономической деятельности, относящихся к долгосрочным целям и их обоснование для принятия тех или иных решений.Исходным пунктом рассуждений должен стать тот факт, что стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы обязательно будет включать ряд целей, являющихся обязательным условием выживания фирмы. Эти цели зачастую выражаются менеджерами высшего уровня формулой - . Некоторые фирмы, отражая тот же самый смысл, утверждают, что стратегический успех для самой фирмы и для ее акционеров – это создание богатства для тех, кто приобретает акции фирмы.Безусловно, существуют различные способы достижения сформулированной стратегической цели и они существенно зависят от масштабов деятельности фирмы.Для более крупных фирм такими способами могут быть следующие:Перемвнешнеэкономической деятельности из затухающих или менее экономически эффективных отраслей мировой экономики в развивающихся или более экономически эффективные отрасли мировой экономики, а это подразумевает перемещение капитала в различных его формах.Осущ прямых капиталовл в заруб страны.Создание международного концерна, включающего какое-то количество предприятий, расположенных в различных странах.Создание или приобретение предприятия, позволяющего производить разнообразную продукцию в различные сезоны года и по этой причине снизить риск сезонного уменьшения торгового оборота. Типичным примером для предприятия выпускающего зимнюю обувь является необходимость создать предприятие, выпускающее летнюю обувь.Перемещение капитала из стран, в которых налоги высокие в страны с относительно низкими налоговыми ставками.Использование особого вида аренды – лизинга в финансир различных внешнеэкономических операций, как по импорту оборудования, так и по экспорту готовой продукции.Стратегия, устанавливающая общие рамки внешнеэкономической деятельности, всегда необходима, даже если возникают трудности при ее осуществлении. Успех в достижении долгосрочных целей внешнеэкономической деятельности фирмы зависит от влияния как внешних, так и внутренних факторов, которые необходимо тщательно рассматривать при разработке стратегии.Внешние факторы можно представить тремя блоками факторов, оказывающих влияние на долгосрочные цели внешнеэкономической деятельности фирмы и, следовательно, требующих их учета при выборе стратегии. Они следующие: