logo search
Ответы к Госам 2012-13

8.Функции менеджмента: их содержание и взаимосвязь

выделяют четыре функции: планир, организ, мот и контроль.Функция планиров предп нахождение решения о том, какими должны быть цели фирмы и что должны делать работники для достижения ее цели. Планирование должно является непрерывным процессом в связи с быстрым изменением внешней среды.Функция организации предполагает создание структур, обеспечивающих выпол работы.Мотивация – это процесс побуждения себя и других в деятельности для достижения личных целей или целей организации. В древности в качестве средства мотивации могло применяться физическое воздействие, но по мере усложнения работы повышается роль сначала материального, а затем и морального вознаграждения.Функция контроля связана с обеспечением достиж фирмой постав цели. Следует выделить также подход, предложенный В.Ш. Раппортом, который выделил следующие функции управления:-целее указание;-нормирование;-планирование;-исполнение;-учет;-контроль;-анализ;-диспетчирование;-регулирование;-отчетность;-стимулирование.При этом учет следует понимать как фиксацию фактов. Контроль как сопоставление учетных данных с плановыми данными. Анализ как установление, причин и виновников отклонений от плановых величин. Диспетчирование- как коррекцию исполнения в целях удержания его в заданных планом границах регулирования как коррекцию планов, норм и даже целей в случае необходимости.Принятие решений представляет собой процесс быстрого курса действий из двух и более альтернатив. Решение – это сознательный выбор характеристик поведения в конкретной ситуации.Все решения можно разделить на программируемые и непрограммируемые. Так установление величины оплата труда в бюджетной организации представляет собой программируемое решение, которое определяется законодательными и нормативными актами, действующими в Российской Федерации.По степени срочности выделяют:-исследовательские решения;-кризисно-инструктивные.Исследовательские решения принимаются при наличии времени на получение дополнительной информации. Кризисно-интуитив решения примен при наличии опасности, требующей немедленной реакции.Выделяют следующие подходы к принятию решений:-по степени централизации;-по степени индивид;-по степе вовлеч работников.Централизованный подход предполагает, что как можно больше решений должно приниматься на высшем уровне организации. Децентрализованный подход поощряет менеджеров передавать ответственность по принятию решений на нижний уровень управления. Кроме того, решение может приниматься индивидуально или группой.По мере усложнения технологических процессов все больше решений принимается группой, состоящей из специалистов в различных областях научных знаний. Степень участия работника в решении проблемы зависит от уровня компетентности. Необходимо отметить, что современный менеджмент поощряет участие работников в решении проблем, например, через создание системы по сбору предположений об улучшении работы предприятия.Процесс планирования решения может быть разбит на шесть этапов:-определение проблемы;-постановка целей;-разработка альтернативных решений;-выбор альтернативы;-осуществление решения;-оценка резул.Проблема заключается, как правило, в некоторых отклонениях от ожидаемого хода событий. Далее необходимо определить масштабы проблемы, например, какова доля забракованных изделий в общем объеме. Намного сложнее определить причины проблемы, например, на каком участке нарушение технологии привело к появлению брака. За определением проблемы следует постановка целей, которая будет служить основой для будущего решения, например, каким должен быть уровень брака.Решение проблемы зачастую может быть обеспечено более чем двумя способами. Для формирования альтернативных решений необходим сбор информации из многих источников. Количество собираемой информации зависит от наличия финансовых средств и сроков принятия решений. На предприятии, как правило, вероятность достижения результатов более 90% считается хорошим показателем.Для выбора одной из альтернатив необходимо рассмотреть соответствие между затратами и предполагаемыми результатами, а также возможность осуществления решения на практике и вероятность появления новых проблем после воплощения решений.Осущ решения предполагает объявление альтернативы, выдачу необходимых распоряжений, распределение заданий, обеспечение ресурсами, наблюдение за процессом осуществления решения, принятие дополнительных решений.После осуществления решения менеджер должен оценить его эффективность, ответив на вопросы:-была ли достигнута цель;-удалось ли добиться требуемого уровня расходов;-не возникли ли нежелательные последствия;-каково мнение работников, руководителей, других категорий, причастных к деятельности предприятия лиц об эффективности решения.