logo search
мельникова

Проблемы страхования рисков Отечественных космических проектов

Рассмотрены правила предоставления субсидий организациям в области страхования рисков ракетно-космической промышленности и выявлены основные проблемы страхования космических рисков

Реализация космических программ – дорогостоящий вид деятельности. И это касается не только размера финансовых вложений, но и тех финансовых потерь, которые могут стать результатом неудачи на любом из этапов космического проекта. Не существует гарантии, что авария или катастрофа не приобретут такие последствия, при которых размер средств, требуемых для их ликвидации, будет сопоставим или даже превысит затраты на реализацию всего проекта.

В настоящее время существует устойчивая тенденция по развитию российского рынка страхования космических рисков, связанная с заинтересованностью участников космических проектов в расширении страхования.

Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления в 2012 году субсидий из федерального бюджета на поддержку организаций, осуществляющих имущественное страхование рисков при запусках и летных испытаниях космических аппаратов» определило, что страхованию подлежат космические аппараты, запуск которых будет осуществляться в рамках Федеральной космической программы России на 2006–2015 годы. Субсидия будет предоставляться организации, осуществляющей запуск, после того как она выберет на конкурсной основе страховщика, заключит с ним договор страхования и сама заплатит премию по нему.

Контроль над соблюдением установленного порядка предоставления субсидий на космическое страхование возложен на Федеральное космическое агентство и Федеральную службу финансово-бюджетного надзора. Правила распространяются на следующие страховые случаи: полная гибель ракеты космического назначения или космического аппарата при аварийном запуске; полная гибель, повреждение или частичный отказ космического аппарата при проведении летных испытаний; невыведение космического аппарата на заданную орбиту при возникновении нештатной ситуации [1].

Секция «Проблемы менеджмента»

Постановлением Правительства РФ определены рекомендуемые ставки страхового тарифа для различных космических объектов страхования. Они колеблются в интервале от 22% до 16–17% по страхованию космических аппаратов стоимостью от 240 млн рублей до 1 млрд рублей. Для малых космических аппаратов и ракетоносителей различных классов стоимостью от 125 млн рублей до 2,1 млрд рублей тарифы рекомендованы на уровне от 16% до 8% от страховой суммы по договору [2].

Основными проблемами в области страхования космических рисков и космических проектов в РФ являются:

- обобщение и развитие теоретических и практических основ организации страхования космических рисков и космической деятельности;

- создание механизма реализации и управления программами страхования рисков космической деятельности;

- законодательное оформление льготных условий страхования для организаций, осуществляющих пуски ракет космического назначения;

- предоставление гарантии внеочередного бесплатного пуска резервного космического аппарата в случае аварии при пуске основного;

- повышение надежности космических средств, в том числе за счет резервирования их основных систем;

- гарантирование надежности космических средств перед оформлением договора страхования за счет реализации комплекса мер по повышению надежности, безопасности и качества;

- введение механизма вознаграждения предприятий-разработчиков (изготовителей) космических средств и организаций, проводящих техническую экспертизу и контролирующих качество;

- обеспечение страховых компаний информацией, необходимой для оценки величины страхового возмещения.

Перспективы российского рынка страхования космических рисков связаны с возможностями расширения космической деятельности, с выполнением Федеральной космической программы и увеличением количества международных и межгосударственных космических программ.