logo
мельникова

Состояние и тенденции развития консалтинговой деятельности в российской федерации

В настоящей статье рассмотрены особенности консалтинга, основные проблемы и перспективы развития консалтинговой деятельности в России.

Консалтинг — деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности. Основная задача консалтинга заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических решений с учётом предметной области и проблем клиента. Другими словами, консалтинг - это любая помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной проблемы.

В настоящее время в России существует то, что можно, на наш взгляд, назвать двухсекторной моделью экономики консалтинговых услуг.

1-й сектор - частные независимые консалтинговые и другие профессиональные (аудиторские, тренинговые, юридические и т.д.) компании.

2-й сектор - сохранившиеся госбюджетно финансируемые научно-исследовательские структуры (входящие в систему Академии наук, отраслевых и функциональных министерств и т.д.).

1-й сектор имеет тенденцию к ускоренному росту и работает на рыночных началах, 2-й - обслуживает в основном органы государственного управления и имеет тенденцию к сокращению. Это объясняется тем, что старые государственные формы внедрения научных знаний (через различные научно-исследовательские институты) практически исчезли, культура же привлечения независимых консультантов еще не успела получить достаточно широкого распространения. Даже в наши дни ее уровень пока еще не вышел на достаточный, чем и объясняется иногда неспособность выхода из кризисных ситуаций в организациях. Многие предприятия России, находившиеся или находящиеся в тяжелом экономическом положении, попали в него именно потому, что не смогли найти таких форм управления своей деятельностью, которые были бы адекватны сегодняшним экономическим условиям.

Секция «Проблемы менеджмента»

Опыт показывает, что любовь российских предприятий к лечению проблем "народными средствами" и попыткам "экономить" на их решении зачастую может привести к усугублению этих проблем и огромным финансовым и материальным потерям. Однако важнейшей причиной не обращения отечественных руководителей к услугам консультантов заключается в том, что большинство российских руководителей попросту не имеют соответствующей информации о необходимых им консультационных услугах.

Стоимость консалтинговых услуг часто бывает решающей при принятии решения о приглашении консультанта. Значительное число руководителей, как потенциальных клиентов, не располагают информацией о ценах, в силу того, что консультанты часто используют формулировку "договорная цена". Российские руководители предпочитают оплачивать услуги консультантов по результатам выполнения условий договора, так как почасовая и сдельная формы оплаты вызывают у них сомнения по поводу качества предоставляемых услуг.

Структура спроса на консалтинговые услуги в России изменяется по нарастающей. Это объясняется тем, что экономическая ситуация в стране стабилизируется, а также качественно изменяется и улучшается как квалификация российских управленцев, так и квалификация, качество услуг отечественных консультантов.

Делать прогнозы о процентных перспективах роста того или иного вида консалтинговых услуг было бы неразумно в современных экономических условиях. Мы можем сказать одно, что динамика роста привлечения консалтинговых компаний руководителями предприятий и организаций в ближайшие десять лет будет стабильно возрастать вместе с ростом культуры использования консалтинговых услуг не только в случае кризиса, но и коррекции или совершенствования существующей ситуации, когда дела идут довольно успешно. Вполне логично будет предположить, что наиболее востребованными консалтинговыми услугами в ближайшие годы будут услуги по вопросам внешнеэкономической деятельности, маркетингу (в частности сбыту), общему управлению, финансам и подбору управленческих кадров, а также консультации по обучению кадров.

Современный рынок консалтинговых услуг весьма перспективен, потому что существует достаточное количество так называемых "потенциальных клиентов" или "неопределившихся клиентов", которые осознают важность работы с внешними консультантами, но в силу недостаточной информированности, отсутствия конкретных предложений со стороны консультантов или своей невысокой платежеспособности не решили, с кем из консультантов им следует сотрудничать. Именно эта аудитория должна стать объектом внимания для консультантов при формировании спроса на консалтинговые услуги.

© В. Е. Рубан, 2013

Секция «Проблемы менеджмента»

УДК 338.24

М. А. Супрунова

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск