logo
мельникова

Феномен имиджа в его развитии

Рассмотрена дефиниция понятия «имидж», его развитие во временных рамках.

Существует много разночтений в классификациях имиджа, в суждениях относительно его природы и функциональной роли, коммуникативной сущности. Как следствие, можно наблюдать использование в научной литературе нескольких десятков различных формулировок имиджа, явные достоинства и столь же явные недостатки которых не позволяют отдать абсолютное предпочтение ни одной из них [1]. Поэтому попробуем разобраться в определении понятия «имидж», а также в его развитии в различных направлениях науки.

Явление, именуемое имиджем, гораздо старше своего обозначения. Имидж как таковой на протяжении всего существования человечества оказывал значительное влияние на ход общественных и политических процессов.

В мировой практике имидж широко использовался задолго до появления этого научного термина. Еще пять тысяч лет назад имиджем занимались индусы, выделявшие основное качество человека-приветливость (поведенческая модель - вообще главное, первостепенное для личности). Издавна существуют архетипические образы, схемы поведения, которые человеком любой национальности воспринимаются однозначно как дружелюбие. Второе - визуальная модель, эта сторона уже достаточно разработана пионерами имиджа. Третье, без чего не обойтись - мифотворчество: человека по его природе привлекает все необычное, яркое, пусть даже не совсем реальное. Итак, чтобы создать требуемый образ существует множество способов, один из важных - визуальный портрет, а также слуховой образ и применение силы слова.

Изначально имидж рассматривался как личное обаяние отдельного человека в рамках поведенческих и дизайнерских разработок, затем - в применении к предметам, вещам и товарам. Позже имидж становится важнейшей индивидуальной категорией в контексте общественного и политического лидерства. Необходимость создания определенного имиджа первыми ощутили политики, потом это распространилось на людей других профессий. И только потом понятие имиджа нашло применение в отношении организаций и предприятий, так называемый корпоративный имидж.

Секция «Проблемы менеджмента»

Слово имидж в переводе с английского image означает «образ», с латинского imago (связанного с латинским же словом imitari), - «имитировать».

Для современного российского словаря имидж - понятие относительно новое, и, по мнению автора, устоявшихся дефиниций и четкого разделения понятия «имидж» пока не существует. Если обращаться к словарям и энциклопедиям, можно составить первое, достаточно объемное представление. Приведем некоторые дефиниции имиджа, наиболее распространенные сегодня:

- живое, наглядное представление о ком-либо, чем-нибудь; то, что видится, кажется, грезится, представляется воображению;

- представление о чьём-нибудь внутреннем облике, образе; сложившийся имидж руководителя;

- определенный образ известной личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературой, зрелищами или самим индивидом;

- одно из средств пропаганды (например, имидж политического деятеля);              - целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п.

Имидж существовал задолго до появления этого понятия. Существует много разночтений в классификациях имиджа, в суждениях относительно его природы и функциональной роли, коммуникативной сущности.

 Таким образом, очевидно, что понятие «имидж» претерпело значительную эволюцию во времени. Сначала его опеределяли как личное обаяние отдельного человека в рамках поведенческих и дизайнерских разработок, затем - в применении к предметам, вещам и товарам. Позже имидж становится важнейшей индивидуальной категорией в контексте общественного и политического лидерства. В настоящее время функционирование любых процессов включает в себя данную категорию.