logo
мельникова

Использование процессного подхода в государственном и муниципальном управлении

Данная статья посвящена изучению причин неэффективного управления в государственной и муниципальной сфере. Для повышения уровня менеджмента в органах государственной власти автором предложен альтернативный метод управления государством – использование процессного подхода для оптимизации деятельности государственных служб и управлений.

Динамичные изменения, происходящие во многих сферах жизни, свидетельствуют о необходимости постоянного совершенствования организационных структур в подразделениях государственной власти. Для того, чтобы достичь высоких результатов и повысить качество государственного управления, органы государственной власти должны разрабатывать новые программы и услуги, что в свою очередь требует активного использования современных методов и технологий управления.

Проблемы, которые существуют в любой организации, на языке бизнеса звучат понятно и логично. В основном при взаимодействии с клиентами и сотрудниками, компания сталкивается с:

- нареканиями клиентов в отношении качества услуг, небольшого ассортимента и недостаточной информации о предоставляемых услугах

- неудовлетворенностью персонала условиями труда и его организацией.

Подобные проблемы могут возникать и в управлении государственными службами. Можно выделить следующие процессы государственного управления, при моделировании которых целесообразно применить бизнес-инжиниринг:

- выработка государственной политики, принятие нормативных правовых актов, разработка целевых программ;

- осуществление контроля и надзора за исполнением установленных правил поведения;

- выдача лицензий юридическим лицам и гражданам на осуществление определенного вида деятельности;

- установление цен и тарифов;

- предоставление лицензий и прав на использование природных ресурсов.

Секция «Проблемы менеджмента»

Также особый интерес представляет собой внедрение процессного подхода в сферу предоставления услуг непосредственно отдельным гражданам или группам граждан. Можно выделить следующие группы процессов в данной сфере:

- процессы, результатом которых являются услуги. Такими услугами могут являться - предоставление государственных земель в аренду, консультирование, услуги социального характера;

- процессы управления различными сферами жизнедеятельности городов и населения: управление образованием, системой здравоохранения, благоустройством и транспортом, ЖКХ и решение других вопросов;

- процессы, которые объединяют деятельность органов исполнительной власти в таких сферах, как: стратегическое планирование деятельности государственных служб, прогнозирование развития муниципального образования, управление ресурсами.

Использование процессного подхода в государственном управлении имеет неоспоримое преимущество - оно дает обозримые и реальные результаты. Оптимизация процессов позволяет избежать дублирования функций, наладить горизонтальные связи между структурными подразделениями, связать и отразить в должностных документах функции и полномочия сотрудников, распределить границы ответственности [1].

На основе вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что процессный подход – это технология, которая реально может работать в государственном управлении, повышая эффективность деятельности органов государственной власти, увеличивая скорость обслуживания, особенно в сфере непосредственного взаимодействия с гражданами.