logo
мельникова

Возможности формирования инновационной структуры экономики в россии

Инновационная экономика – современная тенденция развития экономики всех развитых стран мира. Россия так же стоит на пути становления данного типа экономических отношений, но этому процессу сопутствует ряд проблем, связанных с особенностью экономики и страны в целом, пути решения которых создают возможности для формирования инновационной экономики России.

К сожалению, Россия с большим опозданием входит в русло протекания глобальных процессов, ведущих к созданию инновационной способа производства. Новая структура экономики, которая сформировалась в постсоветский период, сохраняет в себе, несмотря на произошедшие перемены, множество пережитков и институциональных особенностей, унаследованных от административно-командной системы советского периода. Структура национальной экономики России, по сравнению с советским периодом, не только не испытала радикальных улучшений, но даже в чем-то и ухудшилась.

Аналитики считают, что по уровню развития высоких технологий России «откатилась» на срок в 10-25 лет назад, а ее доля в мировом производстве высокотехнологичной продукции не превышает в настоящее время 0.3% от мировой. Для сравнения: доля США составляет около 36%. Японии - 30%.

Особенно тяжелое положение сложилось в российской науке, страдающей от нехватки инвестиций, отсталости технического оснащения и узости экспериментальной базы. Огромная страна сегодня тратит на научные исследования в пять раз меньше, чем Германия, и в 20 раз меньше, чем США.

Важным является структура затрат по видам технологических инноваций. В стране традиционно почти 60% всех затрат на технологические инновации расходуется на приобретение машин и оборудования, 20% – на производственное проектирование, маркетинг и обучение персонала, около 10% – на НИОКР, выполненные собственными силами. Оставшиеся средства (менее 10%) предприятия тратят на НИОКР, выполненные сторонними организациями и приобретение новых технологий. В срочном периоде изменений также

Секция «Проблемы инновационного развития экономики и менеджмента»

не происходило. В течение 2000-х гг. представленная структура сохраняется с незначительными колебаниями. Только в самом начале наблюдалось обратное соотношение между затратами на организационно-маркетинговые инновации и закупку машин и оборудования например, в 2002 г. - соответственно 48,1 и 34,4%. При этом затраты на НИОКР были столь же низкими - 10,6%.

Межстрановые сравнения показывают, что в то время как в России на НИОКР приходится лишь 10% объема затрат на технологические инновации, в Германии их доля составляет 50%, Швеции - около 65, во Франции – почти 70%. Это при том, что в абсолютном выражении внутренние затраты на НИОКР в расчете по паритету покупательной способности национальных валют в России в 2000-е гг. были в среднем в 3,5-5 раз меньше, чем в Германии, в 2-2,5 раза - чем в Великобритании, в 2-3 раза - чем во Франции, в 4-4,5 раза - чем в Китае. При этом примечательно, что за последние 10 лет Китай увеличил закаты на НИОКР в долларовом эквиваленте более чем в 8 раз, тогда как Россия - немногим более чем в 2 раза.

И напротив, по доле затрат на приобретение машин и оборудования Россия обгоняет все страны Европы. На эту статью расходов приходится почти 60% средств, тогда как во Франции - около 10, в Швеции - 2-3, Германии - 25, Великобритании - немногим более 30% [1].

Проблемы, стоящие перед Россией в период становления ее инновационной экономики весьма многообразны и напрямую связаны с не менее сложными проблемами реформирования российской экономики становления в ней демократических институтов.

Чрезвычайно нерациональной по-прежнему остается и структура российского бизнеса. Крупные предприятия по-прежнему управляются директорами, которые в своей повседневной деятельности очень немногим отличаются от директоров государственных предприятий советского периода. Эти предприятия при всей их нынешней рыночной направленности во многих отношениях зависимы от государства и его протекционистской политики. Они закрывают дорогу малому и среднему бизнесу к расширению и серьезному занятию производственной деятельностью, в том числе и инновационной.

Высокодоходные компании находятся в руках так называемых олигархов, которые не заинтересованы во вложении крупных инвестиционных ресурсов, находящихся в их распоряжении, для развития инновационной экономики своей страны.

В результате постоянным препятствием для развития инновационной сферы в России является глубокий разрыв между наукой и производством.

Секция «Проблемы инновационного развития экономики и менеджмента»

В этих условиях не реализуется и подавляется частная инициатива граждан, которая является во всех странах, успешно развивающих инновационную экономику, важнейшим двигателем инновационных процессов.

Эти и многие другие проблемы требуют самых решительных усилий для их разрешения. Их нерешенность препятствует эффективному развитию инновационной экономики России, которое могло бы стать фундаментальной основой ее экономического процветания и выхода в число наиболее развитых в экономическом отношении стран. В настоящее время можно говорить лишь о некоторых перспективных инновационных процессах в экономике России. Поскольку в силу рассмотренных выше проблем и препятствий инновационной деятельности, как и проблем в экономики России в целом, едва ли сегодня можно назвать экономику России инновационной в полном смысле этого слова.

Переход к инновационному пути развития представляет собой чрезвычайно сложный процесс и требует решения целого ряда разнообразных задач. К числу этих задач относится, прежде всего, ускоренное развитие национального предпринимательства, накопление в предпринимательских структурах значительных инвестиционных ресурсов, что могло бы позволить создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности самых различных инноваций, создаваемых отечественными научными организациями.

Другой чрезвычайно важной задачей является институциональное и инфраструктурное обеспечение реализации научно-технических программ, создание сети технополисов, технопарков и других структурных компонентов поддержки инновационной деятельности, апробированных в международном опыте. Необходимо также постоянное совершенствование нормативно-правовой базы научно-исследовательской, научно-технической и инновационной деятельности.

Развитие инновационной экономики в России включает целый ряд важнейших составных частей или блоков научно-инновационного комплекса, определяющих содержание инновационных процессов. Можно выделить научный, научно-производственный, образовательный, инфраструктурный, управленческий и социальный блоки [3].

Аналитики считают, что основными носителями прогрессивных технологических решений в современной России выступают два источника. К ним относится мощный в научно-техническом отношении оборонно-промышленный комплекс, сложившийся в советское время и лишь частично ослабленный в годы радикальных перемен, а также промышленный комплекс, связанный с

Секция «Проблемы инновационного развития экономики и менеджмента»

развитием тяжелой промышленности, куда входят предприятия аэрокосмической промышленности, атомной энергетики, металлургии и т.д.

К сожалению, в российской экономике сложился

определенный механизм, снижающий заинтересованность субъектов хозяйствования в росте конкурентоспособности за счет внедрения и использования инноваций. Этот механизм заключается в возможности роста конкурентоспособности российских предприятий на международных рынках за счет дешевизны топливно-энергетических и сырьевых ресурсов и относительно низкой стоимости рабочей силы. Это позволяет обеспечивать конкурентные преимущества не за счет качества и наукоемкости производимой продукции, а за счет успеха в ценовой конкуренции. Действие этого механизма обусловливает возрастающее отставание России от наиболее развитых стран, в которых обеспечение конкурентоспособности товаров на международных ранках обеспечивается, главным образом, за счет инновационных технологий и неуклонного повышения качества продукции.

Новые тенденции, возникающие сегодня в экономике России, заключаются в том, что чаще всего инновационная деятельность российских субъектов хозяйствования реализуется в новых отраслях, создание и функционирование которых связано с реализацией информационных и телекоммуникационных технологий, а также на предприятиях, созданных с участием иностранных инвесторов.

В последние годы можно констатировать определенные изменения ситуации к лучшему. Определенный подъем российской промышленности создал предпосылки для более решительных действий правительства по инновационному преобразованию российской экономики. Были резко увеличены бюджетные ассигнования на фундаментальные исследования и технические разработки. Был сброшен балласт в виде чересчур широкого разброса направлений научно-технических исследований, более узко намечены приоритетные направления и усилена целевая направленность в научно-исследовательской деятельности в целом. Так финансирование федеральных целевых программ увеличилось с 60 млрд. рублей в 2001 году до 981 млрд. рублей в 2011. Количество же приоритетных направлений было в этот же период сокращено со 136 до 52, что позволило прекратить нерациональное распыление средств на научные исследования и разработки. Одновременно были приняты меры по снижению налоговой нагрузки на предприятия реального сектора экономики, осуществляющие реализацию инновационных проектов.

Важной предпосылкой развития российской инновационной экономики является четко организованный научно-технический

Секция «Проблемы инновационного развития экономики и менеджмента»

комплекс, объединяющий различные организационно-правовые формы и научные учреждения, способные генерировать принципиально новые идеи и осуществлять подготовку научных работников и решать, даже в условиях скудного инвестиционного обеспечения, сложные научные и научно-технические задачи [2].

Одним из источников будущего бурного инновационного развития России можно считать высоко квалифицированные научные кадры работников и специалистов, многие из которых ориентированы на радикальные инновации, способны к риску и самоотверженной деятельности на благо отечества. Важным фактором развития инновационной экономики выступают и богатые природные сырьевые ресурсы, которые в перспективе по мере их реализации могут привести к созданию весьма значительных инвестиций, направляемых на развитие инновационной экономики.

Все эти аспекты были учтены в принятом на правительственном уровне документе «Стратегия 2020», который определил важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологии в России.

В развитии данного документа правительство России приняло «Приоритетные направления развития науки и техники на период до 2020 года». В соответствии с этими документами было выделено 9 приоритетных направлений развития научно-технологической сферы и определены входящие в них 53 критические технологии.

К сожалению, пока еще рано говорить о решительных прорывах в сфере формирования российской инновационной экономики. Многие положения принятых документов пока еще остаются только на бумаге, а их реализация относится к достаточно далекому будущему.

Библиографические ссылки

1

Жданова, О. А. Роль инноваций в современной экономике [Текст] / О. А. Жданова // Экономика, управление, финансы: Материалы междунар. заоч. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 38-40.

2

Глазьев, С. Состоится ли переход российской экономики на инновационный путь развития? (О правительственных долгосрочных концептуально-прогнозных разработках) [Текст] / С. Глазьев // Российский экономический журнал. – 2008. – №1-2.

© Леонидова К. А., 2013

Секция «Проблемы инновационного развития экономики и менеджмента»

УДК 338.1

О. В. Янковец

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4