logo
мельникова

Игнорирование стратегического менеджмента руководителями предприятий малого бизнеса

Стратегия организации устанавливает направление деятельности организации. Подход к управлению малым предприятием с позиций стратегического менеджмента сулит множество выгод. Выявлены основные причины игнорирования стратегического менеджмента руководителями предприятий малого бизнеса.

Как отмечает профессор О. С. Виханский, зарубежные специалисты рассматривали стратегическое управление как процесс взаимосвязи организации и окружения, проявляющийся в реализации миссии и целей организации посредством умелого распределения ресурсов.

Новизна подхода заключалась в том, что если при оперативном управлении организация рассматривалась как структура, извлекающая прибыль от своей деятельности, то при стратегическом управлении организация обеспечивала свое развитие за счет сбалансированного взаимодействия с внешней средой.

Разработать стратегию организации — значит определить общие направления развития для достижения долговременных конкурентных преимуществ и других корпоративных целей. Обычно стратегия планируется на длительный период и ориентируется на будущее с поэтапным процессом реализации. Именно стратегия устанавливает направление деятельности организации: рост, стабилизация, сокращение или комбинация вариантов; решения о конкретных товарах и рынках для направления финансовых и трудовых ресурсов, определение типа конкурентного преимущества [1].

Малое предпринимательство или малый бизнес представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые уже в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический облик страны. Этот сектор предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий. В сочетании с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет предприятиям реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка [2].

В своей работе руководители предприятия малого бизнеса избегают использования стратегического менеджмента по многим причинам. Вот самые распространенные из них:

Секция «Проблемы менеджмента»

- недостаток знаний в области стратегического менеджмента и непонимание преимуществ, которые он дает;

- недостаток квалификации и компетентности для правильного использования методов стратегического менеджмента;

- слишком сильная загруженность повседневной работой, необходимостью решать текущие малозначимые проблемы;

- недостаток доверия к стратегическому менеджменту.

На самом деле подход к управлению малым предприятием с позиций стратегического менеджмента сулит множество выгод. Если руководитель малого предприятия примет на вооружение этот подход, он сможет разработать реальное достижимое стратегическое видение своего бизнеса и сформулировать эффективную миссию, которые можно перевести в плоскость действий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Однако на малых предприятиях повсеместно распространена практика единоличного принятия руководителем стратегических решений, которые он основывает на собственном опыте и собственном мнении о деятельности его компании и рыночной конъюнктуре. При этом его решения с равной вероятностью могут быть как правильными, так и неверными; это очень рискованный метод принятия решений, который часто завершается горькими сожалениями. А грамотно примененный подход с позиций стратегического менеджмента обеспечивает руководителю надежное руководство по принятию решений, которые основываются на достоверных фактах, а не на личных предчувствиях и соображениях.

Наконец, стратегический менеджмент в целом приводит возможности и результаты деятельности компании в соответствие с требованиями внешней деловой среды, обеспечивая тем самым руководству возможность успешно справляться с проблемой введения перемен в стратегическом масштабе. Многочисленные исследования показывают, что добившиеся успеха предприятия малого и среднего размера, как правило, практикуют формальный или неформальный стратегический менеджмент.