Организация управленческого учета в Негосударственном образовательном учреждении
Рассмотрены некоторые проблемы организации управленческого учета в негосударственном образовательном учреждении.
Негосударственное образовательное учреждение Сибирский институт бизнеса, управления и психологии (СИБУП) - образован в 1995 году.
СИБУП ведет подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных, востребованных на рынке труда специалистов в области экономики, юриспруденции, психологии и лингвистики в соответствии с современными потребностями экономики.
Организационная структура института представлена на рисунке 1 из которого видно, что в институте отсутствует служба управленческого учета.
Для совершенствования управления институтом необходимо создать службу управленческого учета, которая будет координировать, интегрировать деятельность Вуза и способствовать достижению целей. Важнейшими целями управления являются повышение уровня потенциала и проведение диверсифицированной рациональной финансовой политики, направленной на расширение и повышение качества образовательных услуг. Для их достижения необходимо внедрение системы управленческого учета, которая позволит установить контроль за величиной себестоимости и получить всю необходимую информацию для принятия эффективных управленческих решений.
Принципы учета затрат путем их распределения между продуктами не подходят для осуществления контроля за ними и их регулирования, так как цикл оказания услуг может состоять из нескольких различных этапов, за каждый из которых отвечает отдельное лицо. Поэтому, имея сведения о себестоимости услуги, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными подразделениями (центрами ответственности).
Эта проблема решается при установлении взаимосвязи затрат и доходов с действиями конкретных лиц, ответственных за расходование соответствующих средств. Следовательно, необходимо организовать на предприятии учет по центрам финансовой ответственности (ЦФО) и определить финансовую структуру предприятия (организации).
Секция «Проблемы бухгалтерского учета и аудита»
Для формирования финансовой структуры предприятия (организации) сначала необходимо провести анализ организационной структуры предприятия, в процессе которого выделить ЦФО и определить их тип.
Рассмотрим формирование финансовой структуры на примере негосударственного образовательного учреждения «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии» (см. табл. 1). Основным видом деятельности высшего учебного заведения является предоставление образовательных услуг. Так же к ним относится как научная деятельность факультетов и кафедр, так и организация работы различных подразделений, задачей которых являются поддержка и обеспечение функционирования учебного заведения.
Центры ответственности НОУ «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии» были классифицированы по выполняемым функциям и ответственности.
В результате проведенного анализа выделены:
центры затрат (ЦЗ) – подразделения, руководство которых отвечает только за затраты;
центр выручки (ЦВ) – подразделение, руководитель которого несет ответственность за выручку, а не за затраты;
центр инвестиций (ЦИ) – подразделение, руководитель которого несет ответственность за прибыль и за ее инвестирование.
Далее ЦФО были разделены с учетом зависимости размеров затрат от эффективности деятельности подразделений (от объемов выпуска продукции). В нашем случае были определены центры слаборегулируемых затрат.
В качестве центров слаборегулируемых затрат (ЦЗс) были выделены: бухгалтерия, планово – экономический отдел, административно – хозяйственная часть, общий отдел, информационно – технологический центр. Для данных подразделений не существует прямой зависимости между затратами и результатами деятельности. Их руководители отвечают за соблюдение бюджета и за качественные показатели работы.
При организации управленческого учета одними из наиболее важных этапов являются:
- формирование финансовой структуры предприятия;
- построение системы бюджетирования.
В рамках формирования системы бюджетирования рекомендуется:
- составление смет затрат и отчетов об их исполнении по подразделениям предприятия (организации);
разработка аналитических регистров управленческого учета с целью распределения косвенных затрат по центрам финансовой
Секция «Проблемы бухгалтерского учета и аудита»
ответственности и формирования более точной информации о затратах отдельных подразделений;
- выбор соответствующих баз распределения для каждой статьи таких затрат;
- разработка аналитических регистров учета отклонений фактических прямых материальных затрат от нормативных.
Главный бюджет представляет собой скоординированный по всем направлениям или функциям деятельности план работы организации.
Деятельность каждого вида центров ответственности планируется с помощью различных бюджетов. Далее необходимо определить какие бюджеты будут вестись по каждому центру финансовой ответственности в институте.
Бюджет общехозяйственных затрат отражает затраты таких структурных подразделений как, ректорат, бухгалтерия, планово- экономический отдел, Административно – хозяйственная часть, общий отдел, информационно – технологический центр, приемная комиссия, сектор инновационного развития, юридическая клиника.
Затраты факультетов отражаются в бюджетах общепроизводственных затрат, прямых трудовых и прямых материальных затрат. Эти бюджеты формируются на основе бюджета продаж и бюджета производства, которые для Вуза совпадают.
Данные бюджеты составляются с участием следующих центров финансовой отчетности: ректорат, приемная комиссия, планово – экономический отдел, факультеты.
Организация управленческого учета в вузе должна стать неотъемлемой частью всей автоматизированной информационной системы управления его деятельностью. Причем, поскольку ведение бухгалтерского учета строго регламентировано государственными стандартами, в отличие от деятельности большинства других структурных подразделений, можно с уверенностью говорить о приоритетной роли этого сектора деятельности вуза.
Применение управленческого учета, прежде всего при решении финансовых вопросов, позволит вузу повысить экономическую эффективность, развивать его образовательный и научный потенциал, увеличить производительность труда управленческого персонала, исключить дублирование ввода данных и уменьшить объем бумажного документооборота, оперативно формировать управленческую отчетность и др.
Таким образом, внедрение системы управленческого учета позволяет планировать и контролировать величину затрат, получить информацию, необходимую для принятия эффективных управленческих решений, и повысить рентабельность основной деятельности института.
© Ткаченко О. Н., 2013
Секция «Проблемы бухгалтерского учета и аудита»
УДК 657.1
А. В. Шарапова
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнёва, Красноярск
- Основные тенденции развития экономики и менеджмента
- Редакционная коллегия:
- Нормативное регулирование аудита учетной политики в соответствии с международными и российскими стандартами аудита
- Библиографические ссылки
- Что для соискателя-аудитора единый аттестат: зло или благо?
- Организация управленческого учета в Негосударственном образовательном учреждении
- Методы снижения расходов на содержание жилищного фонда в россии
- Библиографические ссылки
- Разработка модели стратегического планирования инновационной деятельности на наукоемких предприятиях.
- Библиографические ссылки
- Оценка инновационного потенциала предприятия
- Библиографические ссылки
- Приоритеты развития государственно-частного партнерства в сфере космической деятельности
- Возможности формирования инновационной структуры экономики в россии
- Оценка инновационной активности российских предприятий
- Библиографические ссылки
- Автоматизация процесса управления в строительной организации
- Библиографические ссылки
- Проблемы постановки бюджетирования в российских компаниях
- Современные тенденции развития российского рынка ценных бумаг
- Информационные технологии – важнейший стратегический ресурс финансовой организации
- Прогнозирование износа тепловых коммуникаций и планирование их замены
- Библиографические ссылки
- Проблемы создания и развития доткомов в россии
- Библиографические ссылки
- Управление процессом реализации цемента с помощью информационных технологий
- Библиографические ссылки
- Система прогнозирования количества призыва солдат срочной службы
- Библиографические ссылки
- Библиографические ссылки
- Феномен имиджа в его развитии
- Библиографические ссылки
- Особенности применения бенчмаркинга в организациях
- Библиографические ссылки
- Человеческий капитал в развитии конкурентноспособности организации
- Библиографические ссылки
- Проблемы страхования рисков Отечественных космических проектов
- Библиографические ссылки
- Оценка эффективности менеджмента в сфере культуры
- Библиографические ссылки
- К вопросу определения понятия корпоративной культуры
- Библиографические ссылки
- Состояние и тенденции развития консалтинговой деятельности в российской федерации
- Использование процессного подхода в государственном и муниципальном управлении
- Библиографическая ссылка
- Сравнительный анализ определений «проектное финансирование» и «инвестирование проектов»
- Библиографические ссылки
- Игнорирование стратегического менеджмента руководителями предприятий малого бизнеса
- Библиографические ссылки
- Соотношение полномочий единоличного исполнительного органа и управляющей организации (управляющего)
- Библиографические ссылки
- Правовой статус кандидата в члены совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества
- Библиографические ссылки
- Содержание
- «Проблемы бухгалтерского учета и аудита»
- «Проблемы инновационного развития экономики и менеджмента»
- «Информационные технологии в экономике и менеджменте»
- «Проблемы менеджмента»
- «Правовое регулирование хозяйственной деятельности»
- Основные тенденциии развития экономики и менеджмента
- 660014, Г. Красноярск, просп. Им. Газ. «Красноярский рабочий», 31.