logo
мельникова

Оценка инновационной активности российских предприятий

В статье рассматривается современное состояние инновационной активности промышленных предприятий России, характеристики предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, проблемы повышения инновационной активности

В настоящее время основным фактором конкурентоспособности экономики развитых стран является использование высоких технологий. В масштабе мирового производства постоянно увеличивается доля затрат на НИОКР, ускоряется инновационный процесс. Перед Россией стоит задача скорейшей интеграции национальной экономики в мировое хозяйство на новых принципах, что возможно лишь при условии формирования эффективной национальной инновационной системы, интенсивном использовании и воспроизводстве научно-технического потенциала. Государственная экономическая промышленная политика России в настоящее время направлена на переход экономики на инновационный путь развития, а также реализацию национальных конкурентных преимуществ и потенциала производственного сектора экономики.

По уровню инновационной активности российская экономика заметно уступает не только ведущим индустриальным странам (Германия – 79,9%, Япония – 69%, Канада – 65%, Китай – 33%, США – 22%), но и большинству государств Центральной и Восточной Европы, где этот показатель находится в интервале 30–50%. Для России данный показатель в 2010 году составил всего 9,5%. [1]

Уровень инновационной активности национальной экономики обычно определяется как отношение числа организаций, осуществлявших технологические, организационные или маркетинговые инновации, к общему числу обследованных за определенный период времени организаций в стране, отрасли, регионе и т.д. Инновационная активность организации (предприятия) характеризует степень участия организации (предприятия) в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода времени. В состав видов инновационной деятельности предприятия входят научные

Секция «Проблемы инновационного развития экономики и менеджмента»

исследования и разработки; приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; приобретение новых технологий; приобретение программных средств; производственное проектирование; обучение и подготовка персонала, связанные с инновациями; маркетинговые исследования и пр. [2]

По данным статистики в 2010 году наибольшую долю в затратах на технологические инновации среди российских промышленных предприятий составило приобретение машин и оборудования – 54,5%, затраты на исследования и разработки составили 20,6%, в то время как на приобретение новых технологий, прав на патенты и патентных лицензий расходуется не более 2% всех средств, затраченных на инновации. При этом велика доля закупок иностранного устаревшего оборудования – такая тенденция усугубляет проблемы конкурентоспособности отечественной промышленности. Практически отсутствуют затраты на приобретение программного обеспечения, маркетинговые исследования и обучение и подготовку персонала, что также негативно сказывается на деятельности предприятий, снижая уровень их кадрового и маркетингового потенциала.

Статистические данные позволяют сделать вывод, что склонность к инновационной деятельности сильно зависит от характеристик самих предприятий. Очевидно, что более высокая инновационная активность характерна для крупных промышленных компаний с численностью занятых свыше 5000 человек, где более 60% предприятий осуществляют нововведения. Предприятия этой группы лучше обеспечены собственными финансовыми средствами, обладают высоким научно-техническим потенциалом, зачастую имеют собственную исследовательскую базу и высококвалифицированный персонал.

Также необходимо отметить, что наиболее активными с точки зрения осуществления технологических, организационных и маркетинговых инноваций являются предприятия, относящиеся к частной форме собственности – в 2010 году 51%. За последние несколько лет доля компаний, внедрявших новые продукты, среди частных предприятий была в 4 раза выше, чем на предприятиях с государственным участием и полностью государственных предприятиях, что частично может объясняться различиями в размере и отраслевой принадлежности.

Необходимо учесть, что инновационная активность российских предприятий существенно отличается от зарубежных, работающих в условиях высокой конкуренции на рынке, насыщенном качественной продукцией. Россия же заметно отстает от стандартов качества, существующих в развитых странах. Зачастую новая продукция отечественных предприятий является новой лишь на российском рынке

Секция «Проблемы инновационного развития экономики и менеджмента»

и не является конкурентоспособной, а ее доведение до мировых стандартов требует значительных затрат и усилий.

В качестве возможных препятствий для инновационной активности российских промышленных предприятий можно выделить следующие основные факторы [3]:

  1. отсутствие «культуры инноваций» на предприятии;

  2. недостаточный спрос на инновационную продукцию;

  3. нехватка квалифицированных специалистов в сфере высоких технологий;

  4. нехватка управленческих кадров, способных реализовывать инновационные проекты;

  5. недостаточная защищенность интеллектуальной собственности;

  6. сложность привлечения финансирования для внедрения инновационных технологий;

  7. проблемы коммерциализации инновационной продукции.

В связи с этим необходимо совершенствование мер государственной политики, направленных на устранение указанных препятствий, которые могли бы способствовать росту инновационной активности промышленных предприятий. Рационально построенная стратегия стимулирования инновационной деятельности на государственном уровне позволит наращивать конкурентные преимущества, связанные с образовательным и научно-техническим потенциалом страны для обеспечения конкурентоспособности российской экономики.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4