Приоритеты развития государственно-частного партнерства в сфере космической деятельности
Государственно-частное партнерство имеет большую значимость для модернизации экономики страны и развития космической отрасли. Путь решения задач развития это - новые производственные мощности, внедрение современных технологий, и на базе этих производственных мощностей выпускать современную продукцию, не уступающую товарам и услугам зарубежных компаний-конкурентов.
Космическая деятельность относится к тем сферам экономики и науки, где Российская Федерация имеет наибольший потенциал развития и разработки новых технологий . В силу значимости и масштабности этой деятельности по целому ряду критериев, в том числе общественной и оборонной необходимости, стоимостных и временных, она нуждается в обоснованном выборе долгосрочных целей и путей своего развития не только программного, но и концептуально-стратегического характера.
Основной смысл ГЧП – в предоставлении возможности частному бизнесу оказывать услуги, используя инфраструктуру, развёрнутую ранее за счет государства, хотя есть и варианты, при которых бизнес разворачивает инфраструктуру за свой счет, намереваясь впоследствии оказывать услуги государству или обществу в целом.
При создании, реализации того или иного проекта, признанного эффективным с точки зрения государства, так и частными субъектами деятельности, риски, потери, связанные с проектом, перераспределяются между ними по следующему принципу: риски экономического, финансового, проектного характера в значительной степени передаются частной структуре, а политический, нормативно-правовой и макроэкономический – правительству, международному финансовому институту или частным страховщикам.
В равной степени это относится и к такой специфической сфере научно-технической и производственной деятельности, какой является космическая деятельность России. Развитие космической деятельности и ракетнокосмической промышленности является важным направлением укрепления научно-технического потенциала национальной экономики. В современном мире космические системы
Секция «Проблемы инновационного развития экономики и менеджмента»
различного направления играют особую роль в решении социально-экономических задач, в плане обеспечения обороны и безопасности страны. В связи с этим регулярно принимаются решения федерального уровня, направленные на развитие отечественной ракетно-космической промышленности, включая принятие Федеральной космической программы России (на данный момент действует программа на 2006–2015 гг.), Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система», ряда других программ развития космического потенциала. В 2008 г. Совет Безопасности одобрил «Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», которые определяют государственные интересы, главные цели, основ-
ные принципы, приоритетные направления и задачи политики Российской Федерации по исследованию и использованию космического пространства, включая задачи международного сотрудничества в данной области. Развитие ГЧП в области отечественной космической деятельности является, очень перспективным, и позволяет осуществить переход от предельно высокого уровня государственного регулирования в сфере космической деятельности с преобладающим влиянием государственных предприятий ракетно-космической отрасли и определяющей ролью государственного заказа к более рыночному сегменту «новой экономики» с плодотворным межсекторным балансом.
Приоритетной составляющей ГЧП является поддержка малого и среднего бизнеса в сфере производства и потребления аэрокосмической продукции, расширение участия предприятий смежных направленностей промышленности в создании космических программ и отдельных проектов. Решением этих задач ГЧП должно быть нацелено на преодоление исторически сложившегося закрытого характера отечественной ракетно-космической промышленности, на создание организационно-экономических механизмов, стимулирующих приобщение к космической деятельности предприятий и организаций смежных отраслей экономики, на создание специальных лабораторий и небольших предприятий с привлечением международных партнеров на базе ведущих университетов. Важный аспект ГЧП в сфере космической деятельности, использование потенциала частного частного бизнеса при решении задач освоения космоса. Необходимо отметить, что освоение космоса само по себе не может рассматриваться в качестве объекта частного инвестирования. Инвестиции возможны в развитие предприятий РКП и смежных отраслей, выпускающих товары и предоставляющих услуги в рамках реализации космических программ и проектов. Инвестиции могут проводиться частным капиталом под
Секция «Проблемы инновационного развития экономики и менеджмента»
четкие государственные гарантии закупок необходимой ракетно-космической техники.
Можно выделить три возможных способа привлечения частных инвестиций для решения задач освоения космоса.
Во-первых, может быть использована модель ГЧП, использующая частные инвестиции на начальной стадии проекта, под гарантии будущих прямых или косвенных экономических эффектов в промышленности. ГЧП в данном случае подразумевает участие частного сектора (промышленности) в расходах на начальных этапах реализации проектов освоения космоса, когда частный сектор участвует в расходах по созданию космических средств, а на последующих стадиях реализации проектов получает от государства заранее оговоренные контрактные платежи за его участие в эксплуатации соответствующих средств. Перспективным инструментом ГЧП представляются государственные гарантии возврата средств инвесторов, вкладываемых в технологическое переоснащение производства и создание перспективных космических средств.
Во-вторых, возможна реализация модели ГЧП, введением дополнительных форм лицензирования и оформления прибыли на доходы, получаемые частными предприятиями при реализации различных спин-оффных схем. Следует, заметить, что подобного рода финансовое отягощение спин-оффа находится в явном противопоставлении с работающими сегодня в мировой экономике моделями передачи технологий из космического сектора в национальную экономику, Когда данная деятельность считается социальной функцией космического агентства, и соответственно по ряду направлений финансируется из государственного бюджета каждой отдельной страны.
В-третьих, возможным вариантом институализации перераспределения расходов и финансовых эффектов ГЧП может стать целенаправленное управление номенклатурой благополучателей по косвенным финансовым эффектам со стороны государства. Этого можно достичь, в частности, посредством широкой диверсификации предприятий РКП
Государственно-частное партнерство в настоящее время наиболее эффективно при создании и эксплуатации космических систем гражданского, или, как раньше говорили, народно-хозяйственного назначения. Это касается космических систем, которые сами производят товарные услуги для широкого круга потребителей. К таковым можно отнести космические телекоммуникационные и геоинформационные системы.
© Кишкан В. В., 2013
Секция «Проблемы инновационного развития экономики и менеджмента»
УДК 338.1
К. А. Леонидова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва, Красноярск
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Основные тенденции развития экономики и менеджмента
- Редакционная коллегия:
- Нормативное регулирование аудита учетной политики в соответствии с международными и российскими стандартами аудита
- Библиографические ссылки
- Что для соискателя-аудитора единый аттестат: зло или благо?
- Организация управленческого учета в Негосударственном образовательном учреждении
- Методы снижения расходов на содержание жилищного фонда в россии
- Библиографические ссылки
- Разработка модели стратегического планирования инновационной деятельности на наукоемких предприятиях.
- Библиографические ссылки
- Оценка инновационного потенциала предприятия
- Библиографические ссылки
- Приоритеты развития государственно-частного партнерства в сфере космической деятельности
- Возможности формирования инновационной структуры экономики в россии
- Оценка инновационной активности российских предприятий
- Библиографические ссылки
- Автоматизация процесса управления в строительной организации
- Библиографические ссылки
- Проблемы постановки бюджетирования в российских компаниях
- Современные тенденции развития российского рынка ценных бумаг
- Информационные технологии – важнейший стратегический ресурс финансовой организации
- Прогнозирование износа тепловых коммуникаций и планирование их замены
- Библиографические ссылки
- Проблемы создания и развития доткомов в россии
- Библиографические ссылки
- Управление процессом реализации цемента с помощью информационных технологий
- Библиографические ссылки
- Система прогнозирования количества призыва солдат срочной службы
- Библиографические ссылки
- Библиографические ссылки
- Феномен имиджа в его развитии
- Библиографические ссылки
- Особенности применения бенчмаркинга в организациях
- Библиографические ссылки
- Человеческий капитал в развитии конкурентноспособности организации
- Библиографические ссылки
- Проблемы страхования рисков Отечественных космических проектов
- Библиографические ссылки
- Оценка эффективности менеджмента в сфере культуры
- Библиографические ссылки
- К вопросу определения понятия корпоративной культуры
- Библиографические ссылки
- Состояние и тенденции развития консалтинговой деятельности в российской федерации
- Использование процессного подхода в государственном и муниципальном управлении
- Библиографическая ссылка
- Сравнительный анализ определений «проектное финансирование» и «инвестирование проектов»
- Библиографические ссылки
- Игнорирование стратегического менеджмента руководителями предприятий малого бизнеса
- Библиографические ссылки
- Соотношение полномочий единоличного исполнительного органа и управляющей организации (управляющего)
- Библиографические ссылки
- Правовой статус кандидата в члены совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества
- Библиографические ссылки
- Содержание
- «Проблемы бухгалтерского учета и аудита»
- «Проблемы инновационного развития экономики и менеджмента»
- «Информационные технологии в экономике и менеджменте»
- «Проблемы менеджмента»
- «Правовое регулирование хозяйственной деятельности»
- Основные тенденциии развития экономики и менеджмента
- 660014, Г. Красноярск, просп. Им. Газ. «Красноярский рабочий», 31.