logo search
лекции, УЧР / 2623 -Уч

6. Практические ситуации и задачи Ситуация - Маркетинг персонала

Производственная организация ведет поиск кандидатов на вакантную должность и с этой целью осуществляет маркетинговые исследования в области персонала, которые позволят определить требования к претендентам на должность, выявить круг источников и пути обеспечения потребности в персонале, рассчитать ожидаемые затраты на приобретение и дальнейшее использование персонала.

На имеющуюся вакантную должность претендуют несколько кандидатов. Поиск, отбор, наем и дальнейшее использование каждого из претендентов связаны с определенными затратами. Организация-работодатель располагает рассчитанным лимитом средств, которые могут быть выделены на приобретение и дальнейшее использование одного кандидата на вакантную должность.

Она разработала требования к претендентам на должность, которые являются основой для оценки и отбора кандидатов, а также располагает результатами проверочных испытаний претендентов.

Исходные данные:

Таблица 15 -Требования к претендентам на должность

Требования к претендентам

Градация по важности

Важно

(1,0)

Очень важно

(1,5)

Жела­тельно

(0,5)

Профессиональные предпосылки, образование

1 . Высшее образование

X

2. Другие виды образования

X

3. Иностранные языки

X

4.Опыт профессиональной деятельности: профессиональный опыт (с указанием стажа работы) в следующих областях

X

5. Специальные знания __________________

X

Личностные предпосылки

6. Логико-аналитические способности (способность , анализировать проблемы (указать конкретный круг проблем) и делать по ним выводы)

X

7.Приспособляемость (способность к многовариантной проработке проблем при возникновении различных ситуаций (указать примеры)

X

8.Организационные способности (способность к рациональному планированию и организации выполняемой работы, определению приоритетности заданий, распределению заданий с учетом возможностей исполнителей, организации работы до получения конечного результата)

X

9. Личностная инициатива (умение проявлять инициативу, высказывать идеи в связи с ... (привести примеры)

X

10. Способность к принятию решений (степень самостоятельности при принятии решений, готовность отстаивать свои решения несмотря на внешнее сопротивление)

X

11. Умение вести переговоры (например, с ... (указать возможный круг партнеров, а также основные трудности в переговорах)

X

Продолжение таблицы 15

12. Способность к нагрузкам (умение качественно выполнять работу в ограниченное время, поведение в условиях больших нагрузок)

X

13. Навыки риторики и письменной работы: способность к ведению совещаний, семинаров (указать наиболее вероятные проблемы) ...умение кратко и ясно выражать мысли, убедительный стиль; обмен письменной информацией в следующих трудных случаях ... умение дать письменное заключение о запросах внешних адресатов (указать, каких)...

X

14. Мотивационные функции (умение пробуждать интерес к работе, восприятие новых идей, обсуждение результатов без подавления внешнего окружения, адекватная оценка работы сотрудников)

X

15. Стиль общения (корректность, коммуникабельность, готовность оказать помощь и поддержку в решении проблем)

X

Возможные другие предпосылки

Таблица 16- Результаты проверочных испытаний кандидатов А, Б, В, Г

Показатели оценки

Данные значительно выше нормы

(5)

Данные выше нормы

(4)

Данные соответству­ют норме

(3)

Данные ниже нормы

(2)

1. Высшее образование

А,Г

Б, В

2. Другие виды образования

А, Б, В, Г

3. Иностранные языки

А,Б,Г

В

4. Опыт профессиональной деятельности

, В

А,Б

В,Г

5. Специальные знания

А, Б

Г

В

6.Логико-аналитические способности.

А,Г

Б, В

7. Приспособляемость

В

А

Б,Г

8.Организационные способности

Б

А

В,Г

9. Личностная инициатива

А, В

Г

Б

10. Способность к принятию решений

А, В

Б,Г

11. Умение вести переговоры

Б, В

А,Г

12. Способность к нагрузкам

А, Б

В

Г

13. Навыки риторики и письменной работы

А, В

Б

Г

14. Мотивационные функции

А, Б

В

Г

15. Стиль общения

А,Г

Б, В

Источниками обеспечения потребности в персонале в данном случае являются:

для претендента А — агентство по найму персонала;

для претендента Б — служба занятости (биржа труда);

для претендента В — свободный рынок труда (обращение на

фирму по собственной инициативе);

для претендента Г — учебное заведение соответствующего

профиля.

Договорные отношения организации-работодателя с агентством по найму оцениваются в 10,8 тыс. руб., с учебным заведением в 1,8 тыс. руб.

Маркетинговые исследования в области персонала проведены организацией-работодателем на сумму 1,9 тыс. руб., причем из них на поиск и разработку документации по агентству найма приходится 0,9 тыс. руб., по службе занятости — 0,6 тыс. руб., по учебному заведению — 0,4 тыс. руб. Затраты на проведение отбора персонала (проверочные испытания и т.п.) составили для агентст­ва по найму 8,5 тыс. руб., для кандидатов из остальных источни­ков — 6,2 тыс. руб. Затраты по найму равны 0,4 тыс. руб. В случае найма кандидатов на должность их дополнительное обучение со­ставит:

для претендента А — 1,0 тыс. руб.;

для претендента Б — 2,5 тыс. руб.;

для претендента В — 3,0 тыс. руб.;

для претендента Г — 4,0 тыс. руб.

При реализации программы введения кандидатов в должность от организации-работодателя потребуются соответствующие зат­раты в размере: А -0,5 тыс. руб., Б - 1,5 тыс. руб., В - 1,5 тыс. руб., Г - 2,5 тыс. руб.

Лимит финансовых средств, отпускаемых руководством орга­низации на единовременные затраты по приобретению и даль­нейшему использованию персонала, равен 14,0 тыс. руб. на одно­го кандидата.

На основе этой информации необходимо определить, кого из претендентов предпочтет организация-работодатель, учитывая ограничения по финансовым ресурсам.

Для расчета рейтингов претендентов целесообразно построить табл. 17.

Затем следует систематизировать данные о затратах на приоб­ретение персонала. Для этого рекомендуется по­строить табл. 18.

Далее необходимо сравнить объем затрат по каждому варианту обеспечения потребности в персонале с лимитом финансовых средств, выделяемых на единовременные затраты по приобретению и ис­пользованию персонала. На основании этого сравнения принима­ется решение о включении того или иного кандидата для даль­нейшего рассмотрения. На заключительном этапе необходимо сопоставить общие рей­тинги претендентов с финансовыми затратами по их приобрете­нию и использованию. После этого принимается решение о пред­почтении одного из кандидатов на должность.

Таблица 17- Расчет рейтингов претендентов

Порядковый номер

показателя

(согласно табл. 15)

Весовой

Коэффи-циент

показателя

Претен­дент А

Претен­дент Б

Претен­дент В

Претен­дент Г

Оценка

Взвешенная

оценка

Оценка

Взвешенная

оценка

Оценка

Взвешенная

оценка

Оценка

Взвешенная

оценка

Таблица 18- Затраты по найму персонала

Источники

обеспечения

потребности

Виды

затрат

Агент-ство по найму персо-нала

Биржа труда

Свободный рынок труда

Учебное заведение

1. Договорные отношения

2. Маркетинговые исследования

3. Проведение отбора персонала

4. Наем персонала

5. Дополнительное обучение

6. Введение в должность

Итого:

Лимит финансовых средств