logo search
Vse_otvety_k_gosam

2. Законы спроса и предложения, их практическое применение

Спрос – это запрос фактического или потенциального покупателя на приобретение товара за имеющиеся у него деньги, предназначенные для покупки этого товара. Спрос характеризуется объемом или величиной спроса. Объем спроса, означает количество данного товара, которое покупатели желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам. Объем спроса зависит прежде всего от цен на продаваемый товар, услугу. Но кроме них на величину спроса влияет неценовые факторы. Это потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие, сопряженные товары, возможность замещения данного товара другим. Если предположить, что неценовые факторы остаются постоянными, можно получить зависимость величина спроса на товар от его цены. Эта зависимость получила название закона спроса, который формулируется так: при измененных ценовых факторах величина (объем) спроса уменьшается по мере увеличения цены на товар. Природа закона спроса проста. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена, и наоборот. Графически закон спроса представлен в виде кривых спроса, отражающих функциональную зависимость между величиной (объемом) спроса и ценой, то есть шкалу спроса. Кривые спроса принято обозначать буквой D.

Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для продажи на рынке по определенным ценам. Объем, величина предложения – это количество продукта (товара, услуги), которое продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с производственными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени по определенным ценам. Закона предложения: при прочих неизменных факторах величина (объем) предложения увеличивается по мере увеличения цены товара. Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных затратах, издержках производства единицы товара с увеличением цены растет прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продавать больше товара. Графически закон предложения может быть отображен кривыми предложения, характеризующими функциональную зависимость между величиной (объемом) предложения Q и ценой Р, то есть шкалу предложения. Кривые предложения принято обозначать буквой S.

В какой-то точке эти кривые пересекутся и определят равновесную цену и равновесное количество продукции. Если объем спроса равен объему предложения, то на рынке устанавливается равновесная цена. Ре – равновесная цена, Р2>Ре– на рынке дефицит товара, Р2<Ре - излишек товаров.