Виды организационной культуры.
(ОК) представляет собой набор традиций, ценностей, символов, общих подходов, мировоззрения членов организации, выдержавших испытание временем. Это в своем роде выражение индивидуальности данной компании, проявление ее отличий от других. Она обеспечивает определенный уровень порядка и согласованности функционирования социальной организации. Носителями организационной культуры являются люди. Организационная культура бывает двух видов: - явная – зафиксирована в документальной форме (правила, инструкции или нормы), - неявная – отражена в сознании человека, поддерживается традициями, верой. Выделяют также псевдоорганизационная культура – культура мафиозных организаций, наркобизнеса, террористов. Можно также разделить организационную культуру на - экстравертную – обращенную во внешний мир, когда миссия находится вне области самой организации; - интравертную – обращенные внутрь самих себя. Цель организационной культуры – помочь людям более продуктивно работать для достижения целей компании, при этом получать удовлетворение от труда. Если человек находится в чуждой для него организационной культуре, его деятельность сковывается, ограничивается. И, наоборот, при соответствии ОК и ценностных установок работника, его деятельность активизируется, как следствие увеличивается эффективность работы компании в целом. Таким образом, можно добиться получения синергетического эффекта. Ценность ОК заключается и в том, что она является мотивирующим фактором для сотрудников. Мотивация – позиция, предрасполагающая человека действовать специфическим, целенаправленным образом. В чем же проявляется организационная культура? К ее атрибутам можно отнести следующие. 1. Традиции и обычаи (например, собираться по праздникам), уровень сотрудничества работников. Так, в некоторых организациях, особенно в бюджетных учреждениях, есть традиция отмечать праздники совместно, с поездками и экскурсиями. Сюда также можно отнести кадровую политику, систему мотивации и вознаграждений. Например, в России в нефтяных компаниях распространена практика найма работников не на общих основаниях, как говорят, «с улицы», а по закрытым каналам на основании рекомендаций, связей, например, через свои дочерние общества. 2. Ценности – это ценностные ориентации. Какое поведение сотрудников можно считать допустимым, как строятся отношения с коллегами и начальством - все это несет ОК. Утверждение «Клиент всегда прав», принимаемое за правило при работе с партнерами, влияет на качество обслуживания. Это отношение ощущается всеми нами при очередных покупках, осуществляемых в магазинах. К сожалению, не всегда продавцы оказываются на соответствующем уровне. 3. Стили руководства: от авторитарного до демократического. Например, для государственных учреждений, компаний, основанных и контролируемых полностью одним лицом (собственником), характерен авторитарный стиль, для которого свойственны низкое делегирование полномочий, единоличное управление и диктат в принятии решений. Как раз таким стилем руководства обладал Генри Форд, который основал свою автомобильную компанию в начале прошлого века 4. Символика. Через нее осуществляется передача ценностей компании широкому кругу лиц. Сюда относятся фирменный стиль, логотип, торговый знак, слоган (девиз), цветовое решение в рекламе. 5. Деловой этикет. Многие компании обязывают придерживаться сотрудников определенного стиля в одежде. График работы, а также его соблюдение индивидуальны для каждой организации. По форме проявления перечисленных выше атрибутов, можно выделить следующие два вида ОК: - видимая, это то, что выражено в предметах материального мира, - невидимая, сосредоточенная в общепринятых ценностях, присутствующая на подсознательном уровне человека. Познание организационной культуры сотрудником компании характеризуется тремя уровнями: фрагментарный - усвоение наиболее ярких п
- Понятие организация в живой и неживой природе. Единство организационных методов для человека и природы.
- Предмет и методы теории организации. Теория организации в системе других наук.
- Понятие система. Организация как система. Система и несистема.
- Виды систем. Открытая и закрытая системы. Особенности проявления в социальных системах.
- Свойства систем. Целостность, иерархичность, упорядоченность.
- Свойства систем. Множественность описания, взаимосвязь структуры и среды.
- Свойства систем. Эмерджентность и гомеостазис.
- Понятие равновесия в системе. Способы достижения.
- Законы организации. Закон синергии. Природа синергетического эффекта. Проявление закона в менеджменте.
- Закон наименьших. Проявление закона в менеджменте. Закон развития. Закон самосохранения.
- Закон единства, анализа и синтеза.
- Закон информативности – упорядоченности.
- Закон композиции, Закон пропорциональности, Закон своеобразия
- Группы принципов организации
- Понятие структуры и состав. Виды структур и соединений.
- Принципы статической организации.
- Принципы динамической организации.
- Процессы в организации.
- Составные части процессов. Виды процессов в организации.
- Процессы расхождения форм и образования дополнительных связей.
- Разрешение системных противоречий в развитии организации. Образование связки. Выравнивание. Рокировка. Проявление в менеджменте.
- Принципы рационализации.
- Проектирование организационных систем. Стадии изменений для применения способов проектирования.
- Ситуационный подход к управлению и ситуационные переменные. Базовые ситуационные переменные.
- Метода проектирования. Области эффективного применения.
- Организация проектирования системы. Этапы и их содержание.
- Управление по целям.
- Создание структуры управления организацией. Понятие стратегические бизнес единицы и центры ответственности.
- Оценка эффективности проектирования организационных систем. Критерии. Способы.
- Организационная культура. Понятие с позиции теории организации.
- Функции организационной культуры. Основные элементы организационной культуры.
- Виды организационной культуры.
- Ок как инструмент управления в организации.
- Формирование устойчивой ок организации.
- Основные понятия менеджмента.
- Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Знания о менеджменте в системе общественных наук.
- Управленческие отношения. Понятие. Положение в системе экономико-управленческих отношений на уровне хозяйствующего субъекта.
- Законы менеджмента. Комплекс методов исследования в менеджменте.
- Школы менеджмента. Развитие управленческой мысли.
- Функции менеджмента. Состав и общая характеристика.
- Планирование: роль и процесс. Горизонты планирования.
- Пирамида планирования и уровни стратегии.
- Внешняя среда: факторы прямого и косвенного воздействия. Характеристики внешней среды.
- Внутренние факторы организации и менеджмента.
- Функция организации: понятие, роль. Характеристики, определяющие организацию.
- Организационные структуры: понятия, типы, виды.
- Линейная структура. Области эффективного применения.
- Функциональная структура. Области эффективного применения.
- Линейно-функциональная, линейно-масштабная структуры. Области эффективного применения.
- Программно-целевая структура.
- Матричная структура.
- Условия эффективности и характеристики механических и органических структур.
- Делегирование полномочий. Понятие. Основные проблемы делегирования.
- Теории мотивации: содержательные, процессуальные.
- Функции контроля: понятие, виды. Технологии контроля.
- Власть и лидерство. Понятие. Роль в системе управления организацией.
- Государственное управление и муниципальный менеджмент. Объект и субъект управления.