logo search
мельникова

Оценка эффективности менеджмента в сфере культуры

В данной работе рассматривается система оценки эффективности менеджмента в сфере культуры через выявления зависимости показателей и видов эффективности, чьи значения коррелируются с уровнем анализа управленческого процесса.

Менеджмент существует во всех сферах жизнедеятельности общества - коммерческий и некоммерческий бизнес, политика, наука, образование, религия и т. д.

Менеджмент в сфере культуры – это, прежде всего «система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов — организаций, призванных осуществлять некоторую социально значимую деятельность» [1].

Важной проблемой теории и практики менеджмента является оценка эффективности. Особое значение эта проблема имеет применительно к менеджменту в сфере культуры, где оценить эффективность деятельности чрезвычайно трудно, а именно, сложно отследить однозначную зависимость между конкретными результатами и итогами работы, поддающимися количественному анализу трудностями выражения и характеристики результатов.

Таким образом, эффективность менеджмента в сфере культуры — некий искусственно созданный показатель, характеризующий деятельность учреждений культуры во всех сферах функционирования.

Однако возможность расчета такого показателя требует наличие трех необходимых условий:

1) Точной дифференцированной модели эффективности, выделяющей основные факторы последней;

2) Показателей, характеризующих эти факторы;

3) Методики соотнесения этих показателей друг с другом.

По мнению специалистов [2] существует три основных видах эффективности:

  1. Как отношение затрат к полученным результатам (Э = Р/З), выражающее экономичность использования средств и ресурсов — эффективность тем выше, чем меньшие затраты позволяют получить один и тот же результат;

  2. Секция «Проблемы менеджмента»

  3. Как отношение результата к преследуемым целям (Э = Р/Ц), выражающее степень реализации целей деятельности — эффективность тем выше, чем в большей степени результаты соответствуют целям;

  4. Как отношение целей реальным потребностям, проблемам (Э = Ц/П), выражающее степень рациональности выдвигаемых целей — эффективность тем выше, чем в большей степени цели решают реальные проблемы.

Следует учитывать, что эффективность (во всех ее трех аспектах) проявляет зависимость от уровня анализа управленческого процесса. Важно отметить следующие три уровня эффективности управления в сфере культуры:

1) уровень культурной деятельности населения, реализуемой в учреждениях культуры;

2) уровень деятельности учреждений по организации культурной деятельности населения;

3) уровень управления деятельностью учреждений культуры.

Прослеживается закономерность видов эффективности менять свое конкретное содержание, в зависимости от уровня анализа. Соотношение видов и уровней эффективности можно наглядно представить в следующей таблице.

Целесообразность Ц/П

Результативность Ц/П

Экономичность Р/З

Управление учреждением культуры

Деятельность учреждения культуры

Культурная деятельность

Таким образом, мы видим, что эффективность являет собой дифференцированную и многоуровневую характеристику. Уровень управления сводится к показателю экономичности. Уровень деятельности фирмы —на результативность. А уровень культурной деятельности — на целесообразность.