Разрешение системных противоречий в развитии организации. Образование связки. Выравнивание. Рокировка. Проявление в менеджменте.
На практике не редко стоит задача устранения системных противоречий. Если не решить ее, произойдет разрушение системы (кризис), если решить – произойдет преобразование системы, освобождающее ее от противоречий. Перечислим некоторые методы, применяемые для устранения системных противоречий. 1. Образование связки. Метод основан на том, что если противоречия возникают из расхождения частей, то нужно уменьшить или уничтожить эти противоречия. Вопрос, как это сделать? Богданов предлагает создать конъюгационные (соединительные) процессы между частями целого. Первичный момент такой конъюгации – это образование новой связки. Например, два человека объединяются с помощью общей цели. Если дети начинают ссориться, им нужно заняться общим делом. При этом цель обе части системы должны понимать одинаково. Это достигается путем общения, люди столковываются по наболевшим вопросам. 2. Выравнивание позволяет снизить системные противоречия. Примером тому служит слияние двух капель воды, насыщенной и ненасыщенной солью. Этот же метод позволяет решить организационную задачу, которую ставит Закон наименьших. Соединением (конъюгацией) слабого и более сильных элементов можно добиться такого выравнивания всистеме. Возможно подтянуть двоечника, приучить читателя к хорошей литературе. При измерении скорость эскадры можно увеличивать за счет прикрепления тихоходных судов тросами к крейсерами. То есть повысить наименьшее за счет наибольших. 3. Рокировка подразумевает собой обмен местами между элементами в системе. Например, для снижения напряженности в семейных отношениях муж может начать заниматься хозяйством, а жена, к примеру, пусть дрова рубит. Другой пример выравнивания противоречий. В одну московскую фирму, занимающуюся обслуживанием банкетов и праздников, поступил срочный заказ от солидного клиента. Не имея времени для дополнительного набора персонала, руководство приняло решение заменить вакансии работающими в компании бухгалтерами. Отработав положенное время и осознав всю тяжесть труда обслуживающего персонала, бухгалтеры больше не жаловались на то, что у них самая сложная работа и при этом низкая зарплата.
- Понятие организация в живой и неживой природе. Единство организационных методов для человека и природы.
- Предмет и методы теории организации. Теория организации в системе других наук.
- Понятие система. Организация как система. Система и несистема.
- Виды систем. Открытая и закрытая системы. Особенности проявления в социальных системах.
- Свойства систем. Целостность, иерархичность, упорядоченность.
- Свойства систем. Множественность описания, взаимосвязь структуры и среды.
- Свойства систем. Эмерджентность и гомеостазис.
- Понятие равновесия в системе. Способы достижения.
- Законы организации. Закон синергии. Природа синергетического эффекта. Проявление закона в менеджменте.
- Закон наименьших. Проявление закона в менеджменте. Закон развития. Закон самосохранения.
- Закон единства, анализа и синтеза.
- Закон информативности – упорядоченности.
- Закон композиции, Закон пропорциональности, Закон своеобразия
- Группы принципов организации
- Понятие структуры и состав. Виды структур и соединений.
- Принципы статической организации.
- Принципы динамической организации.
- Процессы в организации.
- Составные части процессов. Виды процессов в организации.
- Процессы расхождения форм и образования дополнительных связей.
- Разрешение системных противоречий в развитии организации. Образование связки. Выравнивание. Рокировка. Проявление в менеджменте.
- Принципы рационализации.
- Проектирование организационных систем. Стадии изменений для применения способов проектирования.
- Ситуационный подход к управлению и ситуационные переменные. Базовые ситуационные переменные.
- Метода проектирования. Области эффективного применения.
- Организация проектирования системы. Этапы и их содержание.
- Управление по целям.
- Создание структуры управления организацией. Понятие стратегические бизнес единицы и центры ответственности.
- Оценка эффективности проектирования организационных систем. Критерии. Способы.
- Организационная культура. Понятие с позиции теории организации.
- Функции организационной культуры. Основные элементы организационной культуры.
- Виды организационной культуры.
- Ок как инструмент управления в организации.
- Формирование устойчивой ок организации.
- Основные понятия менеджмента.
- Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Знания о менеджменте в системе общественных наук.
- Управленческие отношения. Понятие. Положение в системе экономико-управленческих отношений на уровне хозяйствующего субъекта.
- Законы менеджмента. Комплекс методов исследования в менеджменте.
- Школы менеджмента. Развитие управленческой мысли.
- Функции менеджмента. Состав и общая характеристика.
- Планирование: роль и процесс. Горизонты планирования.
- Пирамида планирования и уровни стратегии.
- Внешняя среда: факторы прямого и косвенного воздействия. Характеристики внешней среды.
- Внутренние факторы организации и менеджмента.
- Функция организации: понятие, роль. Характеристики, определяющие организацию.
- Организационные структуры: понятия, типы, виды.
- Линейная структура. Области эффективного применения.
- Функциональная структура. Области эффективного применения.
- Линейно-функциональная, линейно-масштабная структуры. Области эффективного применения.
- Программно-целевая структура.
- Матричная структура.
- Условия эффективности и характеристики механических и органических структур.
- Делегирование полномочий. Понятие. Основные проблемы делегирования.
- Теории мотивации: содержательные, процессуальные.
- Функции контроля: понятие, виды. Технологии контроля.
- Власть и лидерство. Понятие. Роль в системе управления организацией.
- Государственное управление и муниципальный менеджмент. Объект и субъект управления.