9.Операционная стратегия
ОС выражает развитие общей политики и планов использования ресурсов фирмы, нацеленных на максимально эффективную поддержку ее долговременной конкурентной стратегии. ОС, в совокупности с корпоративной стратегией, охватывает весь спектр деят-ти компании и служит долговременной основой, обеспечивающей фирме возможность быстро реагировать на любые неизбежные изменения в будущем. ОС выражается в принятии решений, связанных с разработкой пр-ного процесса и инфраструктуры, необходимой для его поддержания. Разработка процесса заключается в выборе подходящей технологии, составлении временного графика процесса, определении уровня товарно-материальных запасов, а также места размещения данного процесса. Решения, связанные с инфраструктурой, касаются процессов планирования и управления, способов обеспечения и контроля качества, систем оплаты труда и организации операционных функций компании.
ОС можно рассматривать как составную часть общего процесса планир-ния, обеспечивающую соответствие операционных задач более обширным задачам общей организационной структуры. Поскольку задачи общей орг-ной структуры с течением времени имеют тенденцию изменяться, ОС также должна разрабатываться с учетом возможных будущих изменений потребностей покупателей продукции фирмы. Операционные возможности любой фирмы можно рассматривать как некий портфель возможностей, наилучшим образом подходящих для адаптации к изменяющимся запросам клиентов фирмы ее продукции и/или услуг.
16.Особенности пр. мента по стадиям жизненного цикла
Жизненный цикл пр-та - промежуток времени от замысла изделия до снятия его с пр-ва. ЖЦ продукта имеет разные фазы, каждая из которых требует от предп-я соотв-щих стратегий и тактики рыночного поведения:
1.Исследование и разработка.На этой фазе проводят исследования: нуждается ли потребитель в данном продукте, что собой представляет потенциальный потребитель, на какой рынок можно рассчитывать при реализации замысла?
2.Выведение продукта на рынок. Продукт начинает поступать в продажу. Для предприятия данная фаза означает наиболее высокие затраты на создание продукта. Новая технология требует доработки. Производителей продукта мало, и они стремятся выпускать только основные варианты продукта. 3.Рост.Если новый продукт удовлетворяет потребности потребителей - объём продаж начинает расти.Предприятие начинает получать значительную прибыль, которая возрастает и достигает максимума к концу фазы роста. Получение прибыли и означает начало фазы роста.
4.Зрелость.Продукт выпускается крупными партиями по отработанной технологии с повышенным качеством. Идет более медленный, чем на этапе роста, но неуклонный рост продаж до его максимального значения. Становится острее конкуренция в области цен, аналогичных продуктов, появляются оригинальные разработки конкурентов. Спрос стал массовым, продукт уже насытил массовый рынок, люди покупают его повторно и многократно.
5.Спад.Объём продаж продукта начинает уменьшаться. Это свидетельствует о почтенном возрасте продукта, когда он вступает в завершающую стадию существования – спад, уход продукта с рынка. Этому способствует успешная деятельность конкурентов, изменение в технологии, другие предпочтения потребителей. В итоге прибыль резко сокращается, продукты могут продаваться даже с убытком.
С точки зрения пр-ного мен-та сущ-ют важные отличия между стадиями внедрения и раннего роста, стадиями последующего роста и зрелости, а также на стадии упадка.
На ранних стадиях ЖЦ товар производится в относительно небольших кол-вах, а его дизайн или хар-ки могут быть весьма переменчивы. Поскольку в продукт наверняка будут внесены изменения и объемы реализации непрогнозируемы, от операционной функции
требуется значительная гибкость. На стадиях позднего роста и зрелости продукт и его рынок относительно стабильны, и все внимание переводится на занимаемую рыночную долю. Теперь от операций требуется устойчиво высокое кач-во, низкие издержки пр-ва, что, как правило, говорит в пользу повышения предсказуемости, нежели гибкости. Поскольку продукт и рынок стабильны, можно позволить инвестиции в улучшение методов работы для достижения указанных результатов.
10.Согласование оп-ной и рыночной стратегии
Наиболее распространенный подход к операционной
функции гласит: она нужна для того, чтобы удовлетворять потребности рынка. Для эффективного и рационального выполнения этой задачи нужно, чтобы потребности рынка были четко определены.
Есть три основные категории процессов, применимые к конкретным рыночным требованиям:
-Работа/проект — компании с такой организацией особенно хорошо приспособлены для разовых работ. Этот процесс относительно малоэффективен, зато допускает существенные колебания в спецификациях продукта.
-Серийные процессы как нельзя лучше подходят для выпуска ряда продуктов в умеренных количествах. Допуская некоторую степень стандартизации, они
вместе с тем создают эффект масштаба и тем самым снижают себестоимость единицы продукции.
-Массовые процессы наиболее эффективны, но весьма негибки.
Организация не обязана ограничиваться какой-то одной схемой. На пр-ном предприятии компоненты могут производиться серийным методом, при этом готовый продукт собирается на конвейере.
Операционный менеджмент может сделать две полезные вещи для создания логичной и согласованной, применимой для внедрения стратегии. Во-первых, определить свою отличительную компетенцию: явл-я ли компания лучшей по кач-ву, объемам, затратам, реакции на изменения предпочтений покупателей и так далее. Если удается выделить отличительную сферу компетенции, ее необходимо развивать и культивировать.
Во-вторых, операционный менеджмент может сравнить собственную стратегию, выражающуюся в реальных действиях компании, с требованиям рынка, на котором она эти действия осущ-ет. В итоге будут определены все несоответствия в процессах, оборудовании, расположении, рабочей силе и системах контроля; далее следует расставить между ними приоритеты для рац-ного исправления по мере возникновения возможности.
21.Задачи науч-но-технич-го прогн-я в пр-ном мен-те
Научно-технический прогноз(НТП) представляет собой комплексную вероятностную оценку содержания, направлений и объемов будущего развития науки и техники в той или иной области. Осн. функция НТП заключается в поиске наиболее эффективных путей развития исследуемых объектов на основе всестороннего ретроспективного анализа и изучения тенденций их изменения.
В пр-ном мен-те прогноз обеспечивает решение следующих важнейших задач:
-определение возможных целей и приоритетных направлений развития предприятия
-оценка социальных и экономических последствий реализации каждого из возможных вариантов развития предприятия;
-определение мероприятий, необходимых для обеспечения каждого из возможных вариантов развития предприятия;
-оценка ресурсов, необходимых для осуществления намеченных программ мероприятий.
Прогноз сокращает количество вариантных проработок при формировании плана, повышает глубину и кач-во обоснования плана, формирует его конечные цели, определяет усл-я выполнения плана, моделирует возможные пути развития предприятия, необходимые для их осущ-я мероприятия и ожидаемые рез-ты. Таким образом, прежде всего он служит для обоснования плановых решений. Однако прогнозные разработки могут использоваться и для определения возможных последствий выполнения или невыполнения плановых решений. Необходимость разработки различных видов НТП предопределяется сложностью инновационной сферы как объекта управления.
Прогнозы различаются по характеру объектов, содержанию и периоду прогнозирования, масштабам и степени комплексности, уровню разработки и т.д.
Все многообразие методических приемов НТП условно можно свести к трем важнейшим группам:
-прогнозирование на основе экстраполяций;
-экспертные методы прогнозирования;
-методы моделирования.
- 50.Метод линейного программирования.
- 33.Метод дерева решений.
- 36.Распределение задач при организации производственного процесса.
- 37.Особенности стратегии процесса в сервисе.
- 35.Составление плана размещения оборудования.
- 25.Основные характеристики услуги.
- 26.Основные подходы в разработке услуг.
- 27.Качество сервиса.
- 28.Планирование производственных мощностей
- 49.Система планирования загрузки производственных мощностей.
- 45.Спрос и его прогнозирование. Классификация характеристик спроса.
- 15.Понятия и фазы жизненного цикла продукта
- 13.Оценка и выбор управленческих решений.
- 11. Типология организаций
- 17.Проектирование продукта.
- 25.Основные характеристики услуги.
- 20.Процесс маркетинга продукта.
- 46.Методы прогнозирования спроса.
- 47.Стратегия «выравнивания мощностей».
- 44.Планирование и прогнозирование, уровни планирования.
- 43.Методы нормирования труда.
- 30.Стратегия размещения в сфере производства.
- 32. Основные методы, используемые для решения задач размещения.
- 38.Автоматизация производства.
- 39.Использование эргономики и школы человеческих взаимоотношений при оптимизации работы людей на производстве.
- 41.Изучение методов работы.
- 6. Модели материальных потоков
- 9.Операционная стратегия
- 19.Задачи маркетинга нового продукта