logo search
Катькало_книга_Эволюция_теории_стратегического_управления

Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления

ные ситуации и выстраивать доверие. Однако при всей важности этих аспектов предпринимательских сетей, за рамками анализа оказываются их сравнительные стратегические достоинства.

Именно последние — характерные для сетей конкурентные преимущества и ренты — в последние 20 лет стали предметом непростых дискуссий в литературе по стратегическому управле­нию. При всей актуальности именно этих акцентов, уже первые попытки изучения стратегических аспектов функционирования сетей выявили серьезные пробелы в теории вопроса. Не только обнаружилась несовместимость базовых посылок о работе топ-менеджеров на основе команд и контроля с необходимостью ве­сти дела путем кооперации и переговоров при создании и управ­лении альянсами и сетями, но, и что особенно озадачивало, имевшиеся парадигмы исследований стратегий фирм также ока­зались недостаточными. Подход с позиций отраслевой структу­ры, развивавшийся Портером, сразу был отвергнут как неспо­собный отразить реалии сетевых структур. Однако и традицион­ный ресурсный подход, где основной единицей анализа была не отрасль, а фирма, также оказался не вполне уместным. Согласно ресурсной концепции, конкурентные преимущества сокрыты внутри фирмы, однако в сетях фирмы обычно не стараются скрыть от партнера свои идиосинкразические навыки, а разме­щают свои активы на пересечениях границ участников сетей, развивая и координируя возможности участников с целью созда­ния еще большего совместного бизнес-потенциала.56

Адекватный специфике межфирменных сетей аналитиче­ский подход должен исходить из наличия у них конкурентных преимуществ особого рода. В последнее десятилетие появился ряд работ, где нащупывались подходы к решению этой пробле­мы. Так, Р. Кантер, признавая, что вне зависимости от продолжи­тельности жизни и целей бизнес-альянсов статус хорошего парт­нера стал ключевым корпоративным активом, назвала его «кол-лаборативным преимуществом» [Kanter, 1994]. В трактовке

56 Возможно, именно поэтому в отличном учебнике Д. Коллиза и С. Монтгомери по корпоративной стратегии, написанном в духе ресурсного подхода, сетям уделено меньше страницы [Collis, Montgomery, 1997].

458

6.3. Сетевая концепция стратегического управления и ее ограничения

О. Виханского эта точка зрения излагается так: «Стратегия — это не то, что вы знаете, а те, кого вы знаете» [Виханский, 2002, с. 74].

Наиболее продвинулись в решении данного вопроса Дж. Дайер и X. Сингх, которые, исходя из неадекватности име­ющихся теорий для объяснения межорганизационных конкурент­ных преимуществ, предложили их оригинальную «отношенче-скую» концепцию, центральный тезис которой состоит в том, что «пара или сеть фирм могут развить отношения, приводящие к устойчивому конкурентному преимуществу» [Dyer, Singh, 1998, p. 675]. В качестве единицы анализа авторы приняли дуальные и сетевые отношения с их процедурами и процессами, сосредото­чившись, правда, затем на первых. Заслугой этих ученых являет­ся первая концептуализация экономических рент, сопряженных с межфирменной деятельностью.57 Они определили «отношен-ческую ренту» как «сверхприбыль, совместно извлекаемую в ре­зультате взаимоотношений обмена, которую нельзя получить любой из фирм изолированно друг от друга и которая может быть создана только путем совместных идиосинкразических уси­лий партнеров, специализированных относительно их альянсов» [Dyer, Singh, 1998, p. 662]. Детерминантами отношенческих рент являются специфичные для конкретных взаимосвязей активы, процедуры совместного использования знаний, комплементар­ные ресурсы и способности, эффективное управление межфир­менными взаимодействиями. Важно отметить, что ресурсы, со­действующие созданию отношенческих рент, находятся вне кон­троля отдельной фирмы, поскольку они являются «собственнос­тью» системы парных или сетевых взаимосвязей.

Несмотря на этапный характер работы Дай ера и Сингха по введению в теорию стратегического управления понятия отно­шенческих рент, их анализ находится в самом начале. В частно­сти, в мировой литературе пока мало проработан вопрос о таком важнейшем условии получения этих рент, как доверие между

57 Показательно, что этот тип рент впервые стал изучаться в связи со стратегиями фирм, хотя феномен отношенческих контрактов ранее рассмат­ривался в рамках трансакционной теории фирмы [Уильямсон, 1996]. Это еще раз доказывает, что теория фирмы, полно отражающая реалии современного бизнеса, не может быть создана вне исследований стратегического управления.

459