24. Особенности управления знаниями.
В результате глобализации сформировалась «новая экономика Существенным свойством новой экономики является извлечение, выявление, использование новых знаний. Из всего объема знаний, измеренных в физических единицах, которым располагает человечество, 90% получено за последние 30 лет, так же как 90% общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, - наши современникиЭто наиболее явные признаки перехода от экономики, базирующейся на использовании природных ресурсов, к экономике, основанной на знаниях, к новой экономической модели, в которой образование и наука, исследования и внедрение их результатов играют ведущую роль. К началу XXI в. знания стали важнейшим фактором формирования общества, неузнаваемо изменили облик мировой экономики, организацию бизнеса и менеджмента, образ жизни людей, подходы к образованию, здоровью и работе. Главная цель управления знаниями - это создание новых и более мощных конкурентных преимуществ. Различные авторы известных работ неодинаково раскрывают содержание понятия «управление знаниями»:Управление знаниями - процесс создания условий для выявления, сохранения и эффективного использования знаний и информации в сообществе; стратегия, направленная на предоставление вовремя нужных знаний тем членам сообщества, которым эти знания необходимы для того, чтобы повысить эффективность деятельности сообщества-Управление знаниями - упр инт капит-Упр знаниями - общее название для методик, организующих процесс коммуникаций (целевого общения) в каких-либо сообществах, направляя его на извлечение новых и обновление существующих знаний и помогающих сотрудникам компании правильно ставить и вовремя решать задачи, принимать решения и предпринимать необходимые действия, получая нужные знания в нужное время.-Управление знаниями – это систематический, точный и тщательно разработанный процесс создания, обновления и применения знаний, позволяющий максимизировать эффективность предприятия, связанную со знаниями, и отдачу от активов знаний.-Управление знаниями – это процесс использования коллективных компетенций компании и их распространение в те области, где они обеспечат наибольшую отдачу.-Управление знаниями – это формализация доступа к опыту, знаниям и компетенциям, которые создают новые мощности, обеспечивают выдающиеся результаты, поощряют инновации и увеличивают потребительскую ценность Управление знаниями – это определенный контроль и менеджмент знаний, направленный на достижение организ целей.Моделью, которая отражает создание знаний, является модель SECI, созданная И.Нонака и Х.Такеучи. Они выдвинули предположение, что знания могут быть созданы и распространены посредством взаимод (трансформации) неформализ и формализованного знания. Они рассматривают трансформацию как социальный процесс, происходящий между индивидуумами. При этом И. Нонака и X. Такеучи выделяют четыре способа трансформации знания:-социализация - трансформация неформализованного знания в неформализованное;-экстернализация - трансформация неформализованного знания в формализованное;-комбинация - трансформация формализованного знания в формализованное;-интернализация - трансформация формализованного знания в неформализованноеСоциализация - процесс распространения и, тем самым, создания неформализованного знания. Примерами такого вида трансформации знаний могут служить распространение интеллектуальных моделей и человеческих навыков. Восприятие неформализованного знания отдельным человеком непосредственно от другого может происходить без использования слов Так, например, подмастерье обучается ремеслу у мастера, не слушая его, а наблюдая, подражая и практикуясь. Таким же образом происходит обучение в процессе работы. Неформализованное знание воспринимается благодаря опыту. Без восприятия опыта человеку очень сложно проникнуть в мыслительный процесс другого человека. Передача информации в отрыве от связанных с нею ощущений и специфических условий, в которых она была получена, сама по себе может оказаться бессмысленной. Социализация, кроме того, происходит и между разработчиками продукта и клиентами. Взаимодействие с клиентами и до разработки продукта, и после выпуска его на рынок является непрерывным процессом распр неформализов знания.Экстернализация - процесс создания знания путем трансформации неформализованного знания в формализованное, в результате которого неформализованное знание преобразуется в формализованное в виде метафор, аналогий, концепций, гипотез и моделей. Трансформация знаний посредством экстернализации обычно наблюдается в процессе создания концептуальной модели, которая инициируется в процессе диалога или коллективных раздумий.Если аналитические методы дедукции и индукции не в состоянии подобрать адекватное выражение для отбора, то в этом случае следует воспользоваться неаналитическим методом. Экстернализация часто сводится к метафоре и/или аналогии, которые могут значительно стимулировать созидательный процесс. Метафора - способ интуитивного понимания одного посредством создания символического образа другого Комбинация - способ трансформации формализованного знания в формализованное путем сочетания различных положений формализованного знания. Люди обмениваются знаниями при переписке, встречах, телефонных разговорах, общении в компьютерных сетях и комбинируют их. Это достигается, например, за счет изменения конфигурации существующей информации путем сортировки, добавления, комбинации и классификации формализованного знания. Именно так обычно создаются знания в процессе систематического образования в учебных заведениях.В сфере бизнеса трансформация знаний посредством комбинации часто встречается при изменении руководителями среднего звена механизма осуществления политики компании, концепции бизнеса или продукта. Руководители среднего звена играют главную роль в создании новых концепций путем объединения кодифицированной информации и знания.Интернализация - процесс трансформации формализованного знания в неформализованное, который имеет место, когда пользователь неоднократно применяет явные знания в своей работе. Важную роль в этом процессе трансформации играют члены групп, с которыми работает человек, и организационная рабочая культура. Оба эти фактора способствуют организационному обучени Интернализация опыта посредством социализации, экстернализации и комбинации приобретает ценность, когда опыт интернал в неформализованное знание индивидуума в форме общей интеллектуальной модели или технологического ноу-хау. Диалоги и коллективные размышления инициируют интернализацию. При этом члены команды используют различные метафоры и аналогии для облегчения выражения своего неформализованного знания. В процессе интернализации создается концептуальное знание. Комбинация включается в процесс создания знаний путем образования связей между созданным и уже существующим знанием. Такие комбинации способствуют созданию системного знания, то есть помогают находить новые решения в отношении продуктов, услуг и технологий. Обучение на практике стимулирует интернализацию, в результате которой создается операционное знание, используемое при управлении проектами, производственными процессами, созданий новых продуктов. Как видно, содержание знаний, создаваемых различными способами трансформации, отличается.Взаимодействие этих различных составляющих отражено в модели И. Нонака и Х. Такеучи, которую они назвали «спираль знаний».].Знания, получаемые посредством последовательного применения различных способов трансформации знаний - социализации, экстернализации. комбинации, интернализации, - отличаются своим содержанием. Изучение влияния различных последовател трансформаций на содержание получаемого знания имеет определенную практическую ценность, например, применительно к проблеме управления знаниями в различных сферах деятельности.Существуют два основных подхода к управлению знаниями. В основе первого подхода лежит стратегия кодификации, которая основывается на отработанной технологии выработки, идентификации, хранения и повторного использования знаний. Кодификация знаний осуществляется на основе подхода «люди-к-документам»: документы разрабатываются сотрудниками, затем отчуждаются от сотрудников, а далее повторно используются другими сотрудниками. Объекты знаний детально описываются и структурируются в справочно-поисковых системах. Это позволяет искать и извлекать знания без обращения к тем людям, которые его создали. Таким образом, появляется возможность организовать свою деятельность на ранее выработанных решениях и подходах, повторно используя которые, можно существенно снизить стоимость своих услуг. В личие от первого подхода стратегия персонализации делает акцент в управлении знаниями на диалог между специалистами, а не на процессы упорядочения, хранения, извлечения и использования объектов знаний. Знание не кодифицируется (и, наверное, не может быть кодифицируемо), но аккумулируется в мозгах сотрудников и передается путем мозговых атак или диалогов. Предполагается, что специалисты достигнут более качественных решений проблем путем их тщательного обсуждения и продумывания.Фирмы, использующие эту стратегию управления знаниями, вкладывают большие средства в создание сети специалистов. Информация, знания и опыт передаются не только путем очных встреч сотрудников, но и при помощи телефона, телефакса, электронной почты и видеоконференций.Содержание данных подходов применительно к управлению знаниями в высшем учебном заведении представлено сратегии управления знаниямиПервый подход целесообразно применять для высококачественного, надежного и быстрого решения стандартных задач, связанных, прежде всего, с управлением производственными системами. Второй подход более применим для решения проблем, связанных с человеческим фактором, и, прежде всего, для решения задач, стоящих перед высшим руководством организаций.
- 1. Эволюция определений и школ менеджм.
- 2. Школа научного менеджмента.
- 3.Школа административ менеджмента
- 4.Школа человеческих отношений
- 5. Школа науки управления
- 6. Методы и виды менеджмента
- 7. Особенн процессного, ситуационного, системного подходов в менеджменте
- 8.Функции менеджмента: их содержание и взаимосвязь
- 9. Планирование как фукция менеджмента
- 10.Управление в группе
- 11.Управление конфликтами в организации
- 12.Основные виды организационных структур управления предприятием
- 13.Организация как функция управления
- 14Прогнозирование в менеджменте
- 15.Содерж, струк и методы разр бизнес-плана
- 16Лидерские качества менеджера
- 17.Этапы процесса принятия управленческих решений
- 18. Самоменеджмент.
- 19. Подбор персонала
- 20. Влияние национального стиля на содержание менеджмента
- 21.Этика менеджмента
- 22.Переход к процессному управлению предприятием: реинжиниринг бизнеса
- 23.Этапы, правила и последствия применения реинжиниринга бизнес-процессов
- 24. Особенности управления знаниями.
- 25. Концепция производства «точно – во - время».
- 26. Контроль как функция управления.
- 27. Формирование организационной культуры.
- 28. Внутренняя и внешняя среда организации в менеджменте.
- 29.Особенности менеджмента в сфере услуг.
- 30.Моделирование в менеджменте.
- 31. Принципы стратегическ управления.
- 32. Этапы развития корпоративного планирования.
- 33. Долгосрочное и стратегическое планирование
- 34. Составл стратегич управл и стратег планиров в организациях.
- 35. Интеграция организаций: понятие и виды.
- 36. Методологические основы стратегического менеджмента.
- 38. Связь понятий стратегия и организационная структура.
- 39. Страт потенциал организации.
- 40.Особенности применения swot –анализа.
- 41. Использование метода сценариев будущего в стратегическом менеджменте.
- 42. Процесс выбора стратегии в стратегическом менеджменте.
- 43. Процесс стратегичес планирования.
- 44. Анализ сильных и слабых сторон организации.
- 45. Стратегические альтернативы и условия реализации стратегии.
- 46. Базовые стратегии развития.
- 47. Методы стратегического анализа .
- 49. Управление стратегическими изменениями в организации.
- 50. Система планов организации в стратегическом менеджменте.
- 51. Конкурентный анализ.
- 52. Цепочки изменений в стратегическом менеджменте.
- 54. Стратегия одиночного бизнеса.
- 55. Формирование стратегии развития венчурного бизнеса.
- 56. Управление стратегичес рисками.
- 57. Стратегии диверсификации.
- 59. Формирование социальной стратегии организации.
- 60. Особенности применения методики pims стратегическом менеджменте.
- 61. Осн функциональные компоненты управления проектами и их назначение.
- 62.Проектный анализ: содержание, задачи.
- 63. Основные задачи разработки концепции проекта
- 64. Технико-экономическое обоснование проекта.
- 65. Особенности бизнес - планирования в управлении проектами.
- 67. Коммуникационные процессы в организации.
- 68. Управление реализацией сводного плана проекта .
- 69. Управление стоимостью проекта.
- 70. Организация как социально – экономическая система.
- 71. Система управл производственными запасами: понятие, сущность, модели
- 72. Особенности кадрового планирования.
- 74. Система управления человеческими ресурсами.
- 75. Содержание государственной системы управления трудовыми ресурсами.
- 76.Цели и задачи кадрового менеджмента.
- 77. Сущность современной концепции управления персоналом.
- 78. Стили руководства, условия их применения.
- 80. Формы власти и влияния руковод
- 82. Способы комплектования организации персоналом.
- 83. Виды адаптации персонала и их содержание.
- 84. Система непрерывного образования персонала
- 85.Управление деловой карьерой персонала.
- 86. Показатели и технология аттестации персонала.
- 87.Виды кадрового резерва организации.
- 89. Инновации: сущность, классификации, особенности управления.
- 90. Процесс разработки инновационных продуктов.