5. Система стратегического управления: анализ среды, определение миссии и целей, выбор и выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии.
Процесс стратегического менеджмента – непрерывный цикл последовательности управленческих процедур и мероприятий, направленных на обеспечение эффективного функционирование предприятия в долгосрочной перспективе.
Последовательность управленческих процедур процесса стратегического менеджмента направлена на решение задач стратегического менеджмента:
1.Формулировка стратегического видения и миссии
2.Определение целей
3.Разработка стратегии
4.Внедрение и реализация стратегии
5.Мониторинг, оценка деятельности и корректировка.
Процесс решения перечисленных задач осуществляется комплексно, т.к. они циклически повторяются.
Первой задачей стратегического менеджмента является разработка стратегического видения предприятия.
Стратегическое видение фиксирует представление о будущем предприятия, более детальное описание его роли и будущего, к которому предприятие стремится. Видение должно охватывать ситуацию в динамике, давать представление о желаемой позиции предприятия.
Видение определяет технологии, целевые группы, географические и товарные рынки, перспективные возможности и образ предприятия, каким оно должно стать в будущем.
Формирование стратегического видения предприятия неразрывно связано с понятием миссии — формулировкой уникальной роли и положения предприятия на рынке, отражающей смысл его существования в настоящее время. Миссия призвана определить, чем в действительности занимается предприятие, каковы его сущность, масштабы, отличительные особенности от конкурентов, перспективы и направления роста на текущий момент. При формулировке миссии внимание акцентируется на потребности, которая будет удовлетворяться и определяется с учетом покупательских интересов, нужд и запросов.
Таким образом миссия объясняет суть деятельности, специфику бизнеса и путь развития предприятия — все то, что отличает предприятие от остальных в данной отрасли и должна отвечать на следующие вопросы:
• Что надо удовлетворять (потребности)?
• Кто будет объектом обслуживания (потребители)?
• Как (действия, технология и знания)?
В процессе формирования миссии, как правило, осуществляется следующая последовательность действий:
• проведение вводного совещания для объяснения целей и задач работ;
• анкетирование основных сотрудников предприятия;
• обработка анкет и представление результатов анализа (нескольких формулировок миссии);
• уточнение основных положений;
• выбор окончательной формулировки миссии;
• проведение совещания для представления результатов работ.
При разработке миссии необходимо учитывать интересы различных групп: собственников, потребителей продукции предприятия, сотрудников предприятия, партнеров и поставщиков предприятия, общества в целом (в первую очередь в лице государственных органов).
Миссия предприятия оказывает не только внешнее, но и внутреннее влияние — воздействие на сотрудников предприятия, поддерживающее корпоративную культуру. Поэтому миссия индивидуальна и подходит только тому предприятию, для которого она разработана.
Далее, на основании миссии и стратегического видения предприятия, необходимо сформулировать совокупность целей предприятия — вторая задача стратегического менеджмента.
Цель — конкретный желаемый результат в будущем, а их совокупность представляет собой обязательство управленческого аппарата предприятия добиться определенных результатов в определенное время. Цели точно определяют, сколько, что и к какому сроку предстоит сделать, направляют внимание и энергию сотрудников на то, что нужно делать сейчас и что будет получено в итоге.
Цели предприятия, с одной стороны, выступают ориентирами — результатами и последствиями, желаемыми для предприятия, а, с другой стороны, они же выступают критериями оценки деятельности предприятия и его развития.
Дерево (иерархия) целей — структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей предприятия, в которой выделены: генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»).
Классификация целей предприятия осуществляется по ряду признаков: уровень управления, характер учета времени, степень важности и приоритетности и др.
Следует отметить, что существует необходимость формулировки ключевых групп целей предприятия: стратегических и финансовых.
Стратегические цели охватывают вопросы укрепления положения предприятия в отрасти, а также повышения конкурентоспособности (увеличение доли рынка, опережение конкурентов по качеству продукции, уровню обслуживания клиентов, инновационным разработкам, издержкам, лидерство в технологической сфере и т.д.)
Финансовые цели представляют собой запланированные конкретные финансовые показатели (уровень прибыли, рост доходов, уровень окупаемости инвестиций, рост дивидендов, рост курса акций, достаточное поступление наличности, кредитоспособность и т.д.)
На основе сформулированных целей предприятия с учетом стратегического видения и миссии осуществляется разработка стратегии предприятия — третья задача стратегического менеджмента.
Разработка стратегии представляет собой творческую деятельность, которая должна учитывать тенденции рынка и потребности клиентов и направлена на поиск путей достижения целей и выполнение задач предприятия.
Стратегия должна включать плановые конкурентные инициативы, реакцию на изменения внешней среды, мероприятия по изменению географического охвата рынков, действия по слиянию и поглощению для обеспечения прочного положения в отрасли, формирование стратегических союзов и альянсов, диверсификацию и освоение новых направлений бизнеса, укрепление ресурсного потенциала и конкурентных возможностей и другие.
Четверная задача стратегического менеджмента — внедрение и реализация стратегии предприятия. Процесс внедрения стратегии предприятия предполагает переход от содержания сформулированной стратегии к комплексному набору конкретных мероприятий и действий.
Реализация стратегии предполагает осуществление ряда работ: разработка и создание организации и руководство осуществления стратегии, эффективное распределение ресурсов предприятия между подразделениями предприятия для выполнения поставленных задач, разработка систем и процедур в поддержку стратегии, создание эффективной системы стимулирования и мотивации сотрудников предприятия, создание корпоративной культуры, стимулирующей реализацию стратегии, использование современных подходов и методик совершенствования и другие.
Пятая задача стратегического менеджмента предполагает непрерывный процесс оценки деятельности предприятия, мониторинг внешней среды функционирования и осуществление корректирующих воздействий посредством реорганизации отдельных видов деятельности и процессов, реструктуризации, изменения бюджетов, ротации кадров, развития новых возможностей, изменения корпоративной культуры и систем мотивации и стимулирования, непрерывного процесса обучения и повышения квалификации на всех уровнях управления предприятием.
Таким образом, решение пяти задач стратегического менеджмента необходимо осуществлять исходя из комплексного и системного подходов, а процесс стратегического менеджмента должен быть непрерывным и охватывать все уровни управления предприятием.
SWOT - анализ
Стратегический анализ является одним из важнейших элементов стратегического менеджмента и базой для принятия стратегических решений по управлению предприятием.
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.
Одной из ключевых ролей любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса:
• получение ресурсов из внешней среды (вход);
• превращение ресурсов в продукт (преобразование);
• передача продукта во внешнюю среду (выход).
Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как раз и находит отражение в том, что в структуре стратегического управления первым блоком является блок анализа среды.
Среда анализируется с целью:
1.Ограничить негативные воздействия на предприятие внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности организации.
2. Максимально использовать благоприятные возможности.
3. Формирование стратегии и плана, адекватного внешней и внутренней среде.
Задачи анализа:
Формирование информационной базы, позволяющей выявить тенденции изменения макро- и микро среды.
Формирование альтернативных сценариев развития будущего, при сочетании возможностей и угроз - от крайне оптимистического, до крайне пессимистического.
выявление главных экономических характеристик отрасли, определение движущих сил, перспектив развития отрасли.
Определение ключевых факторов успеха.
Все основные факторы среды сильно влияют друг на друга, изменение одного – ведёт к изменению других, в связи с чем, анализ должен выполняться не отдельно, а системно.
Степень воздействия отдельных факторов на отдельные организации различна и зависит от размера организации, отраслевой принадлежности, территориального расположения. В связи с этим структура и состав компонентов стратегического анализа определяются объектом исследования, т.е. внешней и внутренней средой предприятия. Основными направлениями исследований при проведении стратегического анализа являются:
изучение всех существенных параметров и взаимодействий во внешней среде предприятия, включая технологические, политические, социальные факторы, влияющие на его функционирование, макроэкономические условия спроса и их воздействие на структуру и динамику развития товарных рынков, конкурентную ситуацию, потребительские особенности, возможности и угрозы со стороны рынка, способные повлиять на успешность реализации стратегии;
изучение сложной структуры внутренних связей исследуемых видов деятельности, состояние и взаимодействие основных функциональных подсистем и бизнесов, включая синергетические эффекты, внутренние ограничения развития, сильные и слабые стороны отдельных элементов и предприятия в целом;
изучение взаимодействий и соответствия предприятия и внешней среды.
В современной научной литературе и на практике существуют разные подходы к классификации методов стратегического анализа.
С точки зрения природы информации, используемой в исследованиях, методы стратегического анализа можно разделить:
на эвристические (качественные), при применении которых преобладают субъективные начала, доминирует интуиция, прежний опыт, воображение лиц, принимающих решения (экспертные методы, методы социологических исследований — опросы, анкетирование и т.д.)
экономико-математические (количественные), основанные на формальных описаниях исследуемых явлений (аналитическое и имитационное моделирование, методы исследования операция и т.д.).
Количественные методы анализа широко распространенны, так как оперирование с количественной информацией наиболее очевидно и традиционно. Несмотря на то, что сторонники количественных методов утверждают о возможности формализации любого экономического процесса, данные методы имеют как преимущества, так и ограничения в их применении.
Тем не менее следует отметить, что информация, полученная на основе использования качественных методов анализа часто бывает субъективной, противоречивой и подверженной стереотипным суждениям.
Таким образом, как количественные, так и качественные методы анализа обладают положительными и отрицательными сторонами и должны использоваться с учетом специфики объекта исследования.
Другим классификационным признаком методов стратегического анализа может выступать объект исследования.
следующим направлениям (рис. ):
По объекту исследования методы стратегического анализа можно классифицировать по
методы анализа внешней среды предприятия: PEST анализ, карта стратегических групп, модель 5-ти конкурентных сил Портера.
методы анализа внутренней среды предприятия: SNW-анализ, модель корпоративного портфеля И.Ансоффа, модель McKinsey «7S»
портфельные (матричные) методы анализа: матрица BCG, матрица GE McKinsey, матрица ADL;
методы анализа конкурентных преимуществ: GAP анализ, анализ конкурентоспособности по Ж.-Ж. Ламбену, анализ цепочки стоимости, PIMS анализ.
- комплексные методы анализа (методы выбора стратегии предприятия): SWOT-анализ, метод SPACE.
Стратегический менеджмент представляет собой сложный непрерывный процесс, а использование каждого конкретного метода позволяет решить только определенную часть вопросов, связанных с концепцией стратегического менеджмента.
Проведение стратегического анализа является многосторонним и разноплановым и осуществляется на основе использования качественной и количественной информации, не всегда полной и точной. Одним из возможных направлений решения данной проблемы является применение комплекса методов, позволяющих осуществлять интеграцию качественных и количественных оценок изменения ключевых факторов с целью наиболее адекватного описания исследуемых объектов.
- Тема 1. Введение в менеджмент
- 1.1 Менеджмент как наука. Эволюция управленческой мысли: направления, школы менеджмента.
- 1. Объективные предпосылки возникновения менеджмента: взаимосвязь менеджмента и научно-технического прогресса.
- 1 Период 9-7 вв до н.Э. – 18в.
- 2 Период – индустриальный (1776 – 1890 гг)
- 3 Период – систематизация научно – практических знаний (1856 – 1960гг)
- 1 Период 9-7 вв до н.Э. – 18в.
- 2 Период – индустриальный (1776 – 1890 гг)
- 3 Период – период систематизации научно – практических знаний (1856 – 1960гг)
- 2. Менеджмент как наука и практика управления.
- 3.Управляющая и управляемые подсистемы. Субъект и объект управления.
- 4. Эволюция менеджмента с точки зрения различных школ: научная, административная, школа человеческих отношения и поведенческих наук.
- (Для информации)
- 5. Содержание и этапы процессного подхода. Ситуационный подход
- 1900 1950 2000 Настоящее время
- 6. Сущность системного подхода.
- 7. Концепция ситуационного управления.
- 8. Задачи прагматической школы
- 9. Концепции социальной школы, развитие социальной ответственности.
- 1.2 Коммуникации в управлении организацией
- 1. Понятие коммуникации и коммуникационного процесса.
- 2. Виды коммуникаций в организации.
- 3. Критерии эффективности коммуникационного процесса в организации
- Тема 2. Системный анализ объекта управления
- 2.1 Организация как объект управления
- 1. Характеристика и основные элементы организации как системы.
- 2. Жизненные циклы организации.
- 3. Виды организаций: формальные и неформальные.
- 4. Горизонтальное и вертикальное разделение управленческого труда.
- 5. Роли менеджеров.
- 2.2 Внутренняя среда организации
- 1.Характеристика организационной системы по характеру организационного взаимодействия с внешней средой (механистическая и органическая)
- 2. Характеристика организационной системы по характеру взаимодействия с человеком (корпоративная и индивидуалистская).
- 3. Система управления организацией и её основные подсистемы: структурно-функциональная, информационно- поведенческая, подсистема саморазвития.
- 4. Понятие метода в менеджменте
- 5. Организационно-распорядительные методы менеджмента.
- 6. Экономические методы менеджмента.
- Социально-психологические методы менеджмента
- 2.3 Организационные структуры управления
- 1. Общая характеристика организационных структур предприятия
- 2.Влияние внешних факторов в процессе проектирования организации.
- 3. Оценка внутренних факторов в процессе проектирования организации
- Влияние размеров предприятия на характер организационных проблем
- Влияние нововведений на изменение организационной структуры
- 4. Масштаб управляемости
- Потенциальные взаимосвязи
- Число возможных контактов
- Шкала весов компании «Локхид»
- Индекс руководства для среднего уровня и предлагаемый охват контролем (чел.)
- 5.Факторы, влияющие на эффективность распределение прав и ответственности.
- 6. Департаментация и кооперация
- 7. Характеристика линейно-функциональных структур управления.
- Линейная осу.
- Функциональная осу
- Линейно-функциональная осу.
- 8. Характеристика дивизиональных структур управления.
- Организационных структур управления
- 9. Характеристика матричной структуры управления.
- Тема 3. Системный анализ процесса управления: функции управления
- 1Понятие функции организации как результата разделения управленческого труда.
- 2. Взаимосвязь общих и специальных функций управления.
- 3.Функция, процесс и структура планирования.
- Планирования
- Среда планирования
- 4.Система планов в организации.
- 4.Основные этапы планирования.
- 5. Система стратегического управления: анализ среды, определение миссии и целей, выбор и выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии.
- Комплексные методы стратегического анализа: swot,space.
- 6. Основные задачи и компоненты функции организации.
- 7. Этапы проектирования работы: анализ работы, параметры работы, технология выполнения работы, восприятие содержания работы.
- 8. Методы и модели проектирования работы.
- 9. Содержание понятий мотивов и регуляторов поведения.
- Механизм регулирования трудового поведения.
- Трудовое поведение
- 10. Содержание теорий мотивации.
- 11. Основные методы мотивации труда.
- 12.Основные факторы демотивации персонала.
- 1. Нарушение негласного "контракта"
- 2. Неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит
- 3. Игнорирование идей и инициативы
- 4. Отсутствие чувства причастности к компании
- 5. Отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного и профессионального роста.
- 6. Отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства
- 7.Отсутствие изменений в статусе сотрудника
- 13. Особенности мотивации специалистов, менеджеров.
- 14. Виды контроля.
- 15. Сферы и объекты контроля.
- Анализ внутренней среды предприятия
- Анализ внешней среды
- Анализ инвестиций
- 16. Этапы реализации контроля.
- Информационная сторона контроля
- 17. Принципы и эффективность контроля.
- Требования, предъявляемые к системам контроля
- Типы нормативов, используемых при контроле
- Контроль либерального и авторитарного руководителя