4.Основные этапы планирования.
Планированию деятельности предприятия предшествует философия существования и разработка стратегии развития.
Философия отражает способ функционирования предприятия во взаимодействии с государственными органами управления, общественностью, клиентами, акционерами и т.д.
Философия должна быть направлена на благополучие предприятия, общества, внешней среды; ее жизнеутверждающая сила выражается в обеспечении процветания как работника фирмы, так и общества в целом.
После осмысливания и формирования философии предприятия следует разработать стратегию его развития, которая воплощается в стратегическом планировании.
Стратегическое планирование включает три взаимосвязанные задачи:
выработку миссии предприятия;
представление миссии в виде долгосрочных
и краткосрочных задач.
Таким образом, стратегический план можно определить как документ, выражающий миссию предприятия, с учетом внешней среды и внутренних особенностей предприятия.
Выработка миссии и определение задач требует завершения в форме разработки стратегии предприятия.
В общем виде стратегию можно определить как систему управленческих и организационных решений, направленных на реализацию задач предприятия во имя исполнения цели и обозначенной миссии.
Процесс разработки стратегии можно разделить на четыре этапа:
определение стратегического положения предприятия по отдельным факторам;
обобщённая оценка совокупного взаимодействия внутренних и внешних факторов;
удовлетворение стратегических альтернатив;
выработка стратегии, удовлетворяющей сложившейся ситуации и задачам предприятия.
Долгосрочные планы – это планы, разрабатываемые на несколько лет и нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы, предприятия. Такие планы разрабатываются чаще всего как составная часть стратегического плана.
Текущие планы (краткосрочные) – планы, в которых увязываются все направления деятельности фирмы и работа всех функциональных подразделений на текущий финансовый год. Текущее планирование охватывает сбыт, маркетинг, развитие персонала, финансовые итоги.
Разработка текущих планов начинается с подразделений. Задачи, стоящие перед ними (определяемые потребностями реализации стратегических целей), требуют разработки плана действий и наличия ресурсов, достаточных для их решения. В итоге планы подразделений разрабатываются в виде смет или бюджетов.
После разработки смет проводится их анализ и корректировка.
Прогноз сбыта – это та основа текущего планирования, на которой в конечном счёте строятся все сметы, бюджеты подразделений.
Производственный план должен быть основан на прогнозе сбыта.
Оперативные планы – детальные планы, посвященные решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде, имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуются большим разнообразием используемых приёмов и методов.
Аспекты планирования – это прежде всего:
оценка состояния дел в текущем периоде;
определение направлений развития;
состояние плана достижения поставленных целей;
разработка мероприятий по достижению поставленных целей;
проверка достигнутых результатов, а в случае их отсутствия – выяснение причин неудач.
Стратегические цели должны ставиться на всех уровнях управления – от народного хозяйства до отдельного предприятия, структурного подразделения, перед каждым работником.
План позволяет:
поставить перед каждым подразделением чёткие цели, которые увязываются с общей целью фирмы;
стимулировать координацию усилий различных подразделений в достижении поставленных целей;
оценить свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов.
Разработка перспективного плана должна дать ответы на три основных вопроса:
какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать;
какие потребности в капиталовложениях и ресурсах;
какой может быть получен результат по выбранным направлениям деятельности.
При выработке стратегии необходимо:
произвести анализ факторов внутренней и внешней среды;
определить цель деятельности;
произвести выбор и оценку стратегии;
осуществить конкретизацию стратегии.
В настоящее время особое значение приобретают скорость и качество управленческих решений, которые определяют как стратегическое направление развития и основные цели деятельности предприятия, так и тактические и оперативные вопросы, связанные с управлением предприятием. Усиление конкуренции как на внутреннем, так и на международных рынках приводит к тому, что управленческие ошибки руководства предприятия в процессе текущей деятельности, недостаточное внимание к стратегическим аспектам и долгосрочной перспективе ведут к возникновению кризисов различной природы и в итоге к прекращению деятельности предприятия.
Управленческая деятельность в условиях конкуренции предполагает использование рационального подхода и применение современного инструментария в принятии решений, что обеспечивает своевременность принятия управленческих решений на предприятии и таким образом позволяет предотвращать управленческие промахи либо снижать риски негативных последствий в случае их неизбежного характера.
Важной особенностью среды функционирования предприятии является наличие рыночной неопределённости, а эффективность использования информации зависит от способности применяемых средств анализа учитывать этот фактор. Качество стратегических управленческих решений определяется полнотой и достоверностью информации, что обуславливает её важность и ценность как фактора, оказывающего непосредственное влияние на деятельность предприятия, и требует внедрения эффективных технологий хранения, обработки и анализа информации.
Стратегический менеджмент основывается на активном формировании будущего положения предприятия, основанного на системном анализе текущего состояния, динамике функционирования и положения предприятия на рынке, с использованием методов разработки и обоснования стратегии предприятия с учётом изменения ситуации во внешней среде функционирования.
Концепция и проблемы стратегического менеджмента находятся на стадии активного исследования, а методы и инструменты постоянно совершенствуются.
Объектом стратегического менеджмента выступает предприятие или организация, которые функционируют в условиях конкуренции и рассматриваются как сложные системы. Важнейшим аспектом обеспечения эффективной деятельности предприятия в долгосрочной перспективе являются создание конкурентных преимуществ и обеспечение непрерывности развития предприятия.
Основные изменения, оказывающие существенное влияние на деятельность предприятий:
Глобализация бизнеса, при которой стираются национальные различия и предпочтения
Стандартизация потребления
Развитие ТНК
Интернационализация, ведущая взаимозависимости государств и организаций и к возникновению международных объединений в экономической, политической, культурной военной и др. сферах;
Образование крупных межотраслевых объединений;
Рост неопределённости и динамики внешней среды, повышающих степень неопределённости;
повышение роли и ответственности менеджеров высшего звена управления, и требований к квалификации и уровню их подготовки;
необходимость обеспечения соответствия между потребностями рынка и деятельностью предприятия, что требует более гибкого подхода к управлению предприятием
Т.о. в данных условиях жёстко регламентированные системы не позволяют успешно решать задачи управления и развития предприятия.
Понимание сущности концепции стратегического менеджмента позволяет найти адекватные и эффективные пути и направления управления предприятием в условиях динамичной, изменчивой и неопределённой среды.
Основными направлениями деятельности в области стратегического менеджмента являются:
проведение стратегического анализа и оценка внешней среды;
разработка и формирование иерархии целей и задач предприятия;
определение альтернативных долгосрочных стратегий развития предприятия;
поиск и указание способов практической реализации выбранной стратегии развития;
создание системы управления, постоянно обеспечивающей соответствия между непрерывно изменяющейся внешней средой и деятельностью предприятия.
Т.о., среди большого количества определений стратегического менеджмента, представленных в научной и практической литературе, можно выделить следующие:
процесс формулирования долгосрочных целей и намерений предприятия и выбор надлежащих направлений деятельности, а также соответствующее распределение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей;
процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения;
деятельность по стратегическому менеджменту связана с постановкой цели и задач предприятия и с поддержанием ряда взаимоотношений между предприятиями и окружением, которые позволяют ему добиваться поставленных целей, соответствуют ео внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям;
область научных знаний, изучающая приёмы, инструменты и методологию принятия стратегических решений, а также способы практической реализации этих знаний.
Стратегический менеджмент – концепция управления предприятием в условиях конкуренции, которая позволяет сформулировать представление о том, каким должно быть предприятие в будущем, а использование специфических инструментов и методов позволяет определить эффективные пути достижения поставленных целей и задач предприятия, основанных на конкурентных преимуществах.
Наиболее значимыми стратегическими направлениями управления предприятием являются:
Анализ текущего состояния и предназначения предприятия, а также формирование образа предприятия в будущем;
Выявления и анализ потенциальных стратегических возможностей развития и конкурентных преимуществ предприятия;
Анализ и оценка соответствия стратегического потенциала предприятия возможностям и характеристикам внешней среды;
Разработка направлений по приведению в соответствие внутреннего потенциала и стратегических возможностей предприятия;
Обеспечение непрерывного процесса совершенствования системы управления предприятием;
Проектирование и внедрение организационной структуры, обеспечивающей успешную реализацию стратегии развития предприятия;
Формирование эффективного бизнес-портфеля предприятия на основе приобретение и/или развития новых перспективных видов бизнеса и/или исключения некоторых устаревших и/или убыточных видов бизнеса.
- Тема 1. Введение в менеджмент
- 1.1 Менеджмент как наука. Эволюция управленческой мысли: направления, школы менеджмента.
- 1. Объективные предпосылки возникновения менеджмента: взаимосвязь менеджмента и научно-технического прогресса.
- 1 Период 9-7 вв до н.Э. – 18в.
- 2 Период – индустриальный (1776 – 1890 гг)
- 3 Период – систематизация научно – практических знаний (1856 – 1960гг)
- 1 Период 9-7 вв до н.Э. – 18в.
- 2 Период – индустриальный (1776 – 1890 гг)
- 3 Период – период систематизации научно – практических знаний (1856 – 1960гг)
- 2. Менеджмент как наука и практика управления.
- 3.Управляющая и управляемые подсистемы. Субъект и объект управления.
- 4. Эволюция менеджмента с точки зрения различных школ: научная, административная, школа человеческих отношения и поведенческих наук.
- (Для информации)
- 5. Содержание и этапы процессного подхода. Ситуационный подход
- 1900 1950 2000 Настоящее время
- 6. Сущность системного подхода.
- 7. Концепция ситуационного управления.
- 8. Задачи прагматической школы
- 9. Концепции социальной школы, развитие социальной ответственности.
- 1.2 Коммуникации в управлении организацией
- 1. Понятие коммуникации и коммуникационного процесса.
- 2. Виды коммуникаций в организации.
- 3. Критерии эффективности коммуникационного процесса в организации
- Тема 2. Системный анализ объекта управления
- 2.1 Организация как объект управления
- 1. Характеристика и основные элементы организации как системы.
- 2. Жизненные циклы организации.
- 3. Виды организаций: формальные и неформальные.
- 4. Горизонтальное и вертикальное разделение управленческого труда.
- 5. Роли менеджеров.
- 2.2 Внутренняя среда организации
- 1.Характеристика организационной системы по характеру организационного взаимодействия с внешней средой (механистическая и органическая)
- 2. Характеристика организационной системы по характеру взаимодействия с человеком (корпоративная и индивидуалистская).
- 3. Система управления организацией и её основные подсистемы: структурно-функциональная, информационно- поведенческая, подсистема саморазвития.
- 4. Понятие метода в менеджменте
- 5. Организационно-распорядительные методы менеджмента.
- 6. Экономические методы менеджмента.
- Социально-психологические методы менеджмента
- 2.3 Организационные структуры управления
- 1. Общая характеристика организационных структур предприятия
- 2.Влияние внешних факторов в процессе проектирования организации.
- 3. Оценка внутренних факторов в процессе проектирования организации
- Влияние размеров предприятия на характер организационных проблем
- Влияние нововведений на изменение организационной структуры
- 4. Масштаб управляемости
- Потенциальные взаимосвязи
- Число возможных контактов
- Шкала весов компании «Локхид»
- Индекс руководства для среднего уровня и предлагаемый охват контролем (чел.)
- 5.Факторы, влияющие на эффективность распределение прав и ответственности.
- 6. Департаментация и кооперация
- 7. Характеристика линейно-функциональных структур управления.
- Линейная осу.
- Функциональная осу
- Линейно-функциональная осу.
- 8. Характеристика дивизиональных структур управления.
- Организационных структур управления
- 9. Характеристика матричной структуры управления.
- Тема 3. Системный анализ процесса управления: функции управления
- 1Понятие функции организации как результата разделения управленческого труда.
- 2. Взаимосвязь общих и специальных функций управления.
- 3.Функция, процесс и структура планирования.
- Планирования
- Среда планирования
- 4.Система планов в организации.
- 4.Основные этапы планирования.
- 5. Система стратегического управления: анализ среды, определение миссии и целей, выбор и выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии.
- Комплексные методы стратегического анализа: swot,space.
- 6. Основные задачи и компоненты функции организации.
- 7. Этапы проектирования работы: анализ работы, параметры работы, технология выполнения работы, восприятие содержания работы.
- 8. Методы и модели проектирования работы.
- 9. Содержание понятий мотивов и регуляторов поведения.
- Механизм регулирования трудового поведения.
- Трудовое поведение
- 10. Содержание теорий мотивации.
- 11. Основные методы мотивации труда.
- 12.Основные факторы демотивации персонала.
- 1. Нарушение негласного "контракта"
- 2. Неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит
- 3. Игнорирование идей и инициативы
- 4. Отсутствие чувства причастности к компании
- 5. Отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного и профессионального роста.
- 6. Отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства
- 7.Отсутствие изменений в статусе сотрудника
- 13. Особенности мотивации специалистов, менеджеров.
- 14. Виды контроля.
- 15. Сферы и объекты контроля.
- Анализ внутренней среды предприятия
- Анализ внешней среды
- Анализ инвестиций
- 16. Этапы реализации контроля.
- Информационная сторона контроля
- 17. Принципы и эффективность контроля.
- Требования, предъявляемые к системам контроля
- Типы нормативов, используемых при контроле
- Контроль либерального и авторитарного руководителя