logo
Konspekt_TiG_OsnMen_33__33__33__33__33

4.Основные этапы планирования.

Планированию деятельности предприятия предшествует философия существования и разработка стратегии развития.

Философия отражает способ функционирования предприятия во взаимодействии с государственными органами управления, общественностью, клиентами, акционерами и т.д.

Философия должна быть направлена на благополучие предприятия, общества, внешней среды; ее жизнеутверждающая сила выражается в обеспечении процветания как работника фирмы, так и общества в целом.

После осмысливания и формирования философии предприятия следует разработать стратегию его развития, которая воплощается в стратегическом планировании.

Стратегическое планирование включает три взаимосвязанные задачи:

Таким образом, стратегический план можно определить как документ, выражающий миссию предприятия, с учетом внешней среды и внутренних особенностей предприятия.

Выработка миссии и определение задач требует завершения в форме разработки стратегии предприятия.

В общем виде стратегию можно определить как систему управленческих и организационных решений, направленных на реализацию задач предприятия во имя исполнения цели и обозначенной миссии.

Процесс разработки стратегии можно разделить на четыре этапа:

Долгосрочные планы – это планы, разрабатываемые на несколько лет и нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы, предприятия. Такие планы разрабатываются чаще всего как составная часть стратегического плана.

Текущие планы (краткосрочные) – планы, в которых увязываются все направления деятельности фирмы и работа всех функциональных подразделений на текущий финансовый год. Текущее планирование охватывает сбыт, маркетинг, развитие персонала, финансовые итоги.

Разработка текущих планов начинается с подразделений. Задачи, стоящие перед ними (определяемые потребностями реализации стратегических целей), требуют разработки плана действий и наличия ресурсов, достаточных для их решения. В итоге планы подразделений разрабатываются в виде смет или бюджетов.

После разработки смет проводится их анализ и корректировка.

Прогноз сбыта – это та основа текущего планирования, на которой в конечном счёте строятся все сметы, бюджеты подразделений.

Производственный план должен быть основан на прогнозе сбыта.

Оперативные планы – детальные планы, посвященные решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде, имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуются большим разнообразием используемых приёмов и методов.

Аспекты планирования – это прежде всего:

Стратегические цели должны ставиться на всех уровнях управления – от народного хозяйства до отдельного предприятия, структурного подразделения, перед каждым работником.

План позволяет:

Разработка перспективного плана должна дать ответы на три основных вопроса:

При выработке стратегии необходимо:

В настоящее время особое значение приобретают скорость и качество управленческих решений, которые определяют как стратегическое направление развития и основные цели деятельности предприятия, так и тактические и оперативные вопросы, связанные с управлением предприятием. Усиление конкуренции как на внутреннем, так и на международных рынках приводит к тому, что управленческие ошибки руководства предприятия в процессе текущей деятельности, недостаточное внимание к стратегическим аспектам и долгосрочной перспективе ведут к возникновению кризисов различной природы и в итоге к прекращению деятельности предприятия.

Управленческая деятельность в условиях конкуренции предполагает использование рационального подхода и применение современного инструментария в принятии решений, что обеспечивает своевременность принятия управленческих решений на предприятии и таким образом позволяет предотвращать управленческие промахи либо снижать риски негативных последствий в случае их неизбежного характера.

Важной особенностью среды функционирования предприятии является наличие рыночной неопределённости, а эффективность использования информации зависит от способности применяемых средств анализа учитывать этот фактор. Качество стратегических управленческих решений определяется полнотой и достоверностью информации, что обуславливает её важность и ценность как фактора, оказывающего непосредственное влияние на деятельность предприятия, и требует внедрения эффективных технологий хранения, обработки и анализа информации.

Стратегический менеджмент основывается на активном формировании будущего положения предприятия, основанного на системном анализе текущего состояния, динамике функционирования и положения предприятия на рынке, с использованием методов разработки и обоснования стратегии предприятия с учётом изменения ситуации во внешней среде функционирования.

Концепция и проблемы стратегического менеджмента находятся на стадии активного исследования, а методы и инструменты постоянно совершенствуются.

Объектом стратегического менеджмента выступает предприятие или организация, которые функционируют в условиях конкуренции и рассматриваются как сложные системы. Важнейшим аспектом обеспечения эффективной деятельности предприятия в долгосрочной перспективе являются создание конкурентных преимуществ и обеспечение непрерывности развития предприятия.

Основные изменения, оказывающие существенное влияние на деятельность предприятий:

Т.о. в данных условиях жёстко регламентированные системы не позволяют успешно решать задачи управления и развития предприятия.

Понимание сущности концепции стратегического менеджмента позволяет найти адекватные и эффективные пути и направления управления предприятием в условиях динамичной, изменчивой и неопределённой среды.

Основными направлениями деятельности в области стратегического менеджмента являются:

Т.о., среди большого количества определений стратегического менеджмента, представленных в научной и практической литературе, можно выделить следующие:

Стратегический менеджмент – концепция управления предприятием в условиях конкуренции, которая позволяет сформулировать представление о том, каким должно быть предприятие в будущем, а использование специфических инструментов и методов позволяет определить эффективные пути достижения поставленных целей и задач предприятия, основанных на конкурентных преимуществах.

Наиболее значимыми стратегическими направлениями управления предприятием являются: